Даулет Алтаев
Для продолжения развития проекта BRT (условно - выделенная скоростная автобусная линия) в Алматы городу необходимо найти 12 миллиардов тенге (с учетом строительства депо) и вырубить более 180 деревьев. Зеленый массив обещают восстановить и высадить взамен 555 новых деревьев. Общая протяженность новой скоростной автобусной линии почти 13 километров (точнее - 12,95 километра). Проектная мощность до 10 тысяч пассажиров в час
Рассказывая о проекте, докладчики старались не акцентировать внимание на моменте, связанном со сносом деревьев, а делали акцент на компенсацию и на то, какую пользу принесет инфраструктурный транспортный проект. Действительно - потерять 183 дерева для города, в котором состояние воздушного бассейна в пиках транспортной нагрузки, мягко говоря, оставляет желать лучшего, довольно ощутимо. Конечно же, у общественных организаций возникают по этому поводу вопросы. Первый - чем город способен возместить ущерб, нанесенный зеленому фонду? Второй - как подобное решение о сносе почти 200 деревьев согласуется с новой, более экологичной политикой городской администрации? Напомним, что Бакытжан Сагинтаев, аким города Алматы, неоднократно выступал за реновацию зеленого фонда южной столицы и предлагал к реализации прорывные экологические проекты. Как, например, высадка миллиона деревьев в Алматы - эта инициатива рассчитана на три года, а впервые о ней мы услышали в августе 2019-го.
Между тем продолжение строительства BRT, по мнению независимых экспертов, сегодня представляется довольно важным проектом по многим направлениям. Первое - наконец, BRT достигнет своей проектной мощности и свяжет крайние точки города, позволив пассажирам передвигаться на протяжении всего маршрута с минимальными временными потерями. И второе - так как BRT является крупным (или крупнейшим за последнее время) инфраструктурным проектом, он позволит создать дополнительные рабочие места. А это особенно актуально в нынешний посткризисный период, когда карантин высвободил довольно много трудовых ресурсов. Что касается самого проекта. Сейчас линия BRT в Алматы проходит из микрорайона Орбита до пересечения улиц Тимирязева и Желтоксан. Теперь есть планы по “продлению скоростной автобусной линии от пересечения улиц Тимирязева и Желтоксан по улицам Желтоксан, Толе би, ВОАД и Кульджинскому тракту с возведением депо в восточной части города. А именно южнее Кульджинского тракта вдоль дороги, соединяющей его с Талгарским шоссе. Общая протяженность скоростной автобусной линии составит 12,95 километра”, передают официальные средства массовой информации. Примечательна планировка BRT. Так, согласно представленной технической документации, ввиду особенностей проезжих частей на разных участках планируют использовать разные схемы. Например, по улице Желтоксан, на участке от Тимирязева до Сатпаева, линия BRT пройдет по крайним полосам дороги. То есть четыре средние полосы (по 2 в каждом направлении) будут предоставлены другому транспорту. Далее - по Желтоксан на участке от улицы Сатпаева до проспекта Абая, BRT пройдет также по краям дороги с сохранением центральной зеленой полосы. Как известно, там находится небольшой сквер с аллеей и установленными скамейками. Что интересно, ниже проспекта Абая улица Желтоксан останется односторонней. Однако от Абая и до Толе би BRT организуют по краям проезжей части - движение для общественного транспорта организуют в двух направлениях. Далее линия повернет направо на Толе би и пройдет по центру улицы. Как отмечают специалисты, движение будет организовано по принципу организации движения на улице Тимирязева. Собственно, к этому участку у независимых экспертов возникают вопросы - предполагается, что на участке от Желтоксан до ВОАД по Толе би в часы пик могут возникнуть заторы. Что способно свести на нет все старания по распределению транспортных потоков из разных частей города - пробивка Толе би до ВОАД, напомним, выполняет роль шунта и позволяет попасть на ВОАД из, скажем так, средней части города. И наоборот. Впрочем, пока проект на стадии обсуждения. Но, по словам Армана Байказакова, эколога и разработчика экологической части проекта продления БРТ, пока вопрос о расширении улицы Толе би не стоит. А если... То не исключено, что будет принято решение расширить упомянутый участок дороги. Также не исключено, что расширение потребует дополнительного сноса деревьев. Но об этом пока официально ничего не сказано. Продолжим идти по маршруту. С Толе би, через развязку, BRT повернет на ВОАД и пройдет по краям проезжей части. Далее пройдет до Кульджинского тракта (в районе пересечения с проспектом Рыскулова), где будет расположено депо, по предварительным данным, на 200 автобусов. Итак, мощность проекта - около 10 тысяч пассажиров в сутки. На реализацию проекта требуется 22 месяца и 12 миллиардов тенге. И если проект получит одобрение по всем инстанциям, то строительство начнется в 2021 году. Вернемся к экологической части проекта. А именно к сносу 183 деревьев. В ходе обсуждения было сказано, что эти жертвы вынужденные и требуются исключительно для высвобождения места под остановочные комплексы. Взамен, обещают проектировщики, высадят 555 саженцев лиственных пород высотой не менее трех метров. По какой случайности получилась столь красивая цифра, официально не сообщили.
Какие конкретно породы лиственных деревьев планируют высадить в рамках этого проекта в зачет снесенным 183 деревьям, нам установить не удалось. Однако мы нашли так называемый ТОП-10 рекомендованных к посадке деревьев в Алматы. В свое время его публиковало Управление природных ресурсов и природопользования города Алматы.
1. Вяз Андросова (Ulmus x androssowii) Дерево высотой до 20 метров с очень плотной шатровидной кроной. Светолюбив, но может расти в полутени. Зимостоек, предпочитает питательные почвы с умеренным увлажнением. Растет быстро, засухоустойчив. Газо- и дымоустойчив.
2. Липа мелколистная (Tilia cordata) Дерево до 30 метров с компактной овальной кроной. Цветки - душистые. Зимостойка, теневынослива. Чувствительна к засухе, среднетребовательна к почвенным условиям. Хорошо задерживает пыль. Прекрасно выдерживает формовку кроны, подходит для создания живых изгородей.
3. Клен красный (Acer rubrum)
Декоративное дерево до 20 метров высотой с крупной шатровидной кроной. Крылатки незрелые - ярко-красные. Теневынослив. Неприхотлив к почвам, но требователен к их влажности, равно как и к влажности воздуха. Дымоустойчив, хорошо развивается в условиях города. Размножается семенами. Растет быстро. Осенью листва краснеет.
4. Алыча крастнолистная (Prunus cerassifera) Деревце высотой от 6 до 12 метров с плотной овально-яйцевидной кроной и с темно-красными листьями. Цветет в апреле розовыми цветами. Плоды - бордовые сливы небольшого размера. Очень вкусные. Хорошо растет на солнце и в полутени на влажных, но хорошо дренированных плодородных почвах. Лучше высаживать в местах, защищенных от ветра.
5. Лиственница европейская (Larix decidua) Высокое (25-30 метров) красивое быстрорастущее хвойное дерево с мягкой, опадающей на зиму хвоей. Имеет хорошо развитую корневую систему, глубоко уходящую в почву. Долговечна. Засухоустойчива. Светолюбива. Дымо- и газоустойчива. Зимостойка.
6. Абрикос обыкновенный (Armeniaca vulgaris) Небольшое дерево или круглый кустарник высотой 5-8 метров с широкоокруглой кроной. Теплолюбив. Хорошо укрепляет склоны. Лучше высаживать на хорошо освещенных местах, защищенных от ветра. Осенью листва окрашивается в оранжевый цвет.
7. Боярышник обыкновенный (Crataegus laevigata) Крупный кустарник высотой до 4 метров или деревце до 5 метров с густой овальной кроной и колючими ветвями. Цветки белые или розовые (в зависимости от сорта). Растет медленно, теневынослив, засухоустойчив, неприхотлив к почве, успешно развивается даже на каменистой. Морозостоек, прекрасно переносит стрижку и формовку.
8. Ель колючая (Picea pungens) Высота 25-35 метров, крона конусовидная. Влаголюбивая культура, лучше развивающаяся на солнце, однако в полутени сохраняет голубой окрас. Требовательна к плодородию и влажности почвы и воздуха. Хвоя зеленая, сизая, голубая и серебристая (в зависимости от сорта). Считается стойкой к пыли и газу.
9. Груша иволистная (Pyrus salicifolia) Невысокое дерево 8-10 метров. Крона широкояйцевидная. Засухоустойчива, нетребовательна к почве, переносит даже засоленность и уплотнение. Дымо- и газоуйстойчива. Высаживать следует на участках, защищенных от холодных ветров. Дает обильную корневую поросль. Используется в виде одиночных, групповых и опушечных посадок, в живой изгороди.
10. Ива белая (Salix alba) Крупное дерево 20-25 метров высотой с мощным стволом. Растет быстро, светолюбива, морозостойка, малотребовательна к почвам. Хорошо переносит городские условия. Неотъемлемый элемент в композициях, расположенных на берегах крупных водоемов. Ценное дерево для быстрого озеленения новостроек и промышленных объектов.
“В городе около двух миллионов деревьев, однако около 500 тысяч находится в аварийном или болезненном состоянии. Поэтому предлагаю осенью начать реализацию трехлетнего проекта Jasyl Almaty и высадить не менее миллиона новых деревьев. Это масштабная акция, и я призываю всех горожан принять участие”, - обращался к горожанам Бакытжан Сагинтаев, аким города Алматы, в августе 2019 года.
|