|
Отделяем зерна от плевел С начала XXI века университеты стран мира стали получать открытую публичную оценку через глобальные рейтинги вузов. В основе феномена рейтинга лежит необходимость строго количественно измерить качество объекта. Сейчас разработано и используется более десяти авторитетных мировых рейтингов. Для многих государств попадание национальных университетов в топ-лист глобальных рейтингов является национальной целью, от которой зависит не только значимость вузов для международного образовательного пространства, но и международный престиж страны
В 2010 году Казахстан присоединился к Болонскому процессу. Это событие послужило основанием для представления казахстанских университетов на мировом рынке образовательных услуг. Перед казахстанскими вузами была поставлена задача достойно представить наши результаты мировому сообществу. Среди признанных международных независимых рейтинговых агентств особое место занимает рейтинг Ranking Web of Universities (далее Webo–metrics). Это рейтинг лучших университетов мира от исследовательской группы Cybermetrics Lab, которая является частью Европейского исследовательского совета и публикуется с 2004 года дважды в год (в январе и июне). Рейтинг представляет результат ранжирования университетов по степени содержательности и обновления контента, а также востребованности и популярности веб-сайтов. Является самым авторитетным рейтингом присутствия университетов в виртуальном пространстве.
Результаты рейтинга Webometrics позволяют судить о национальной системе высшего образования и качественно оценить каждый вуз. Сегодня мы беседуем с ректором Caspian University профессором Жолдасбеком Нусеновым об особенностях и критериях международного рейтинга Webometrics и об участии казахстанских вузов в рейтинге. - Жолдасбек Муслимович, в Webometrics опубликована новая редакция международного рейтинга университетов мира. Читателю хочется получить больше информации об этом международном рейтинге, расскажите об особенностях и критериях ранжирования. - Для начала я бы хотел обратить внимание на специфику рейтинга Webometrics. Рейтинг проводится дважды в год и прежде всего занимается изучением образовательной и научной деятельности университетов в сети интернет. В отличие от других международных рейтингов университетов (британского, шанхайского, тайваньского и других), которые сосредотачиваются на характеристиках научной элиты, проект Webometrics направлен на измерение всех сторон деятельности университетов с ранжированием большого количества вузов мира. Результаты Webometrics позволяют судить о национальной системе высшего образования не только по отдельным вузам-лидерам, но и по всей совокупности составляющих ее университетов. Количество же вузов какой-либо страны в числе лучших вузов мира становится важным показателем, характеризующим масштабность системы высшего образования и ее готовность к восприятию новых образовательных технологий. Важным моментом и показателем независимости рейтинга Webometrics является то, что этот рейтинг не использует оценки экспертов или работодателей по поводу качества подготовки выпускников (они могут быть весьма субъективными), при этом вузы не обязаны для участия в рейтинге представлять отдельно в исследовательскую группу какие-либо сведения о своей деятельности. В то же время позиция в вебометрическом рейтинге, как правило, коррелирует с результатами других рейтингов, что указывает на то, что в нем оценивается не только качество сайта, но и уровень научно-образовательной составляющей деятельности вуза. Что касается критериев оценки вуза, то для определения позиции вуза в вебометрическом рейтинге используется новая методология, состоящая из четырех компонентов (рейтингов, составляющих единую систему рейтинга): Visibility (“видимость”) определяется параметром Impact (“Влияние”), рассчитывающимся на основе количества внешних ссылок, ведущих на домен университета с третьих сайтов, что характеризует престижность вуза, академическую эффективность, ценность информации и полезность сервисов веб-сайта. Следующий элемент: Excellence, подытоживает долю научных публикаций, попавших в 10 процентов самых цитируемых за ранжируемый период времени, источником информации является наукометрическая система Scopus. И, размеется, Presence - отражает реальную картину имеющихся документов, публикаций на сайте. - Webometrics ранжирует и казахстанские вузы, какова позиция наших альма-матер в мировом образовательном пространстве? - Согласно последней публикации рейтинга, ранжирован 121 вуз Казахстана. Это радует, вузы Казахстана успешно интегрируются в мировое научное и образовательное пространство. Но здесь отмечу, что, говоря об университетах мирового класса, из всего многообразия образовательных моделей в первую очередь рассматриваются университеты исследовательского типа, в которых процесс обучения дополнен научными исследованиями, проводимыми в университете. Именно исследовательским университетам отводится решающая роль в подготовке специалистов высокого уровня, способных не только к воспроизведению и применению знания, но и к генерированию новых идей, которые помогут достойно представлять страну на международном уровне. Этот рейтинг отражает систему научно образовательного лидерства как отдельной ранжированной страны, так и на мировом пространстве. Вуз не может просто провозгласить себя университетом мирового класса; статус элитного должен быть подтвержден на международном уровне, в том числе занимая первые строчки международных рейтингов. Вхождение уже в ТОП-20 по Казахстану международного рейтинга Webometrics - независимое подтверждение высокого качества научно-образовательного потенциала вузов Казахстана. Отмечу, что среди топовых казахстанских университетов в ТОП-20 по стране входит и Каспийский университет, обогнав ряд не только частных вузов, но и вузы, финансируемые из государственного фонда. Если проанализировать отдельные составляющие рейтинга, можно заметить, что у нашего университета при действительно высоком достигнутом уровне есть направления для роста. На рейтинг Webometrics можно повлиять специальными мерами, понимая механизм формирования рейтинга. Однако в обоих случаях диапазон “ручного” улучшения рейтинга весьма ограничен, и значительно улучшить позиции университета можно только созданием качественных, востребованных в сети интернет научно-образовательных материалов. Улучшая себя, мы повышаем показатели рейтинга. В международном ракурсе рейтинга самая сильная позиция Caspian University - в части VISIBILITY - 4507-е место, и в части EXCELLENCE - 6084-е место. Рейтинг ранжирует 30 000 университетов мира. - Жолдасбек Муслимович, это огромное достижение для относительно молодого и частного вуза Казахстана - попасть в Топ-20 наравне с научно-исследовательскими национальными вузами страны по международному рейтингу Webomertrics и войти в первую 1000 лучших вузов мира по отдельным критериям рейтинга. Насколько сильна необходимость участвовать в международных рейтингах? - Отмечу, что периодическое сравнение университетов как внутри страны, так и на международном пространстве, их позиций и показателей, включаемых в мировые рейтинги, весьма полезно как для рефлексии собственной деятельности, так и для оценки перспектив международного сотрудничества. Рейтинги несут очень важную миссию. Внутри страны они возрождают дух соревновательности между университетами, становятся стимулом межвузовского научного обмена. Участие на международных рейтингах реализуют следующие задачи: повышение престижа казахстанского образования, признание дипломов казахстанских вузов, привлечение иностранных студентов и преподавателей. А это уже вопрос формирования имиджа страны. И в заключение хотелось бы отметить, что перед каждым вузом стоит задача создать новую среду - свободную, динамичную, глобальную и конкурентоспособную. Среду - в которую стремятся и ученые с мировым именем, и самые талантливы студенты. Потому что именно здесь престижные учебные программы, научные исследования, высокоцитируемые публикации, разработки по заказам лидеров мировой промышленности и, наконец, возможность свободного общения в международной научно-образовательной среде. Для выхода на этот уровень нужен прорыв по всем направлениям. Перед нашими вузами стоит задача не только дотянуться до мировых стандартов, но и стать лидерами мирового образовательного сообщества и самим задавать эти стандарты. |