Марта Рогова Правительство изменило подходы к формированию и реализации бюджета страны в условиях ЧП. Теперь все будут делать быстро, без лишней бумажной волокиты и обсуждений. На днях стало известно, что правительство намерено на стимулирование экономики взять из Нацфонда транш в 1,825 триллиона тенге (около четырех миллиардов долларов)
Видимо, этими деньгами будут покрывать убытки, которые несет бюджет от последствий коронавируса в мире и стране, поскольку правительство уже приняло решение об обнулении или снижении ряда налогов для бизнеса. Так, нулевую ставку до конца года установили на имущество предпринимателей по крупным торговым объектам, ТРЦ, кинозалам, театрам, выставкам и спортобъектам, по объектам налогообложения, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере туризма, общественного питания и гостиничных услуг. А также на земли сельхозназначения, а НДС по импорту КРС и племенных цыплят теперь будут уплачивать методом зачета. Саму же ставку налога на добавленную стоимость решили снизить до восьми процентов (до 1 октября 2020 года) при совершении оборотов по реализации и импорте социально значимых продовольственных товаров. Обнулен (до конца года) ИПН для индивидуальных предпринимателей, работающих в общеустановленном порядке налогообложения. До конца года производителей подакцизных товаров на территории Республики Казахстан по бензину (за исключением авиационного), дизельному топливу, реализуемым на экспорт, также освобождают от уплаты акцизов. Помимо этого для субъектов МСБ предоставляют отсрочку уплаты всех видов обязательных налогов (и соцплатежей) до 1 июня.
Если прибавить к этому общее снижение экономической активности в стране в марте и падение цены на нефть, подхлестнувшее снижение стоимости нацвалюты, то доходная часть бюджета в I-II кварталах заметно скудеет. При этом нагрузка на расходы (хотя бы в их социальной части) возрастает. Как говорят экономисты разных стран, сейчас единственный источник дохода - торговля. Причем на экспорт. Возможно, именно поэтому в правительстве отдельно уточнили, что обеспечение социально-экономической стабильности - это в том числе и поддержка экспортоориентированного бизнеса. Кроме того, в выходные Кабмин принял постановление, которым подвел бюджетный процесс под чрезвычайные обстоятельства. Теперь при уточнении республиканского бюджета по проектам, финансируемым способом бюджетных инвестиций и бюджетных кредитов, в том числе субъектов квазигосударственного сектора, “соответствующие экспертизы не проводятся и включаются в проект уточненного республиканского бюджета на основании бюджетных заявок администраторов бюджетных программ”. То есть сколько попросили, столько и дадут. Расходы бюджетных инвестпроектов, “предусматривающих строительную деятельность, в том числе объектов водной безопасности”, могут планировать “на основании сборников укрупненных сметных норм и расценок”. Этот подход должен существенно сократить время формирования бюджета, поскольку администраторам не нужно будет пару месяцев собирать cо всех бумажки с ценами. При этом основанием для включения в бюджетную заявку проектов, финансируемых путем бюджетных инвестиций и бюджетных кредитов, в том числе субъектов квазигосударственного сектора, “при отсутствии обосновывающих документов являются расчеты администраторов бюджетных программ”. Самое важное в этих изменениях - обязательная норма для всех, кто получает бюджетные деньги на меры по обеспечению социально-экономической стабильности: они “должны предусмотреть поддержку отечественного бизнеса (в том числе экспорта), сохранение (создание) постоянных рабочих мест, оказывающих социально-экономическую эффективность, и после стабилизации кризисных ситуаций”. Для того чтобы регионы могли адекватно реагировать (финансово) на вызовы ЧП, решили отказаться от кредитного лимита для местных исполнительных органов. То есть теперь акиматы могут получать займы из республиканского бюджета и выпускать ГЦБ для покрытия необходимых расходов в неограниченных количествах. Но цели финансирования остаются прежними: строительство жилья в рамках реализации государственных программ и финансирование мер в рамках Дорожной карты занятости. И еще одно важное решение бюджетных финансистов. Казахстанский бюджет в части расходов по “мирной” схеме формируется из двух источников: это деньги, которые в виде налогов стекаются в казну, и целевые трансферы из Национального фонда (он формируется из доходов от продажи нефти, госимущества и некоторых видов налогов на сырье). По правилам, неиспользованные деньги Нацфонда (экономия, не успели) администраторы программ должны возвратить обратно в нацкубышку. Однако в условиях ЧП правительство посчитало нецелесообразным перегон денег туда-сюда. А потому “неиспользованные средства, привлеченные из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет в истекшем финансовом году, не подлежат возврату и могут быть использованы посредством уточнения бюджета в условиях чрезвычайного положения”. |