|
Даулет Алтаев История с беспечностью соотечественников повторяется в который раз. Теперь речь идет об автомобилях с иностранными номерами - набрали, как говорят, “на последние деньги” и уже требуют разрешить оставить. То есть, спекулируя понятиями и переходя на откровенный шантаж (пользуясь нежеланием государства допускать социальной напряженности), вынуждают нарушить таможенное законодательство всего ЕАЭС - отменить оплату разницы в таможенных пошлинах, утильсбора и сбора за первичную регистрацию и тем самым безвозмездно, безнаказанно легализовать, по сути, контрабанду. В общем, вновь пытаются предстать жертвами обстоятельств
Считаем, что государство поступает мудро - на этих людях все же стоит “заработать”. Ведь предложенный вариант выхода из ситуации, когда нашим гражданам предлагают заплатить все, что причитается по закону, да еще и с рассрочкой, довольно выгоден государству в экономическом плане. Сегодня размер среднего сбора за первичную регистрацию составляет около 1,3 миллиона тенге. При этом автомобилей, которые требуют подобной операции, по официальной информации, около 200 тысяч. Это не учитывая сборы за изготовление техпаспорта, изготовление специального номерного знака. При этом оплату таможенных платежей, равно как и утилизационного сбора, также никто не отменял: если хочешь владеть подобным авто и дальше, оплати все, что полагается по закону, до 1 марта 2021 года. Если все получится как задумано, то в бюджет в течение года может дополнительно поступить вполне солидная сумма, которую удобно направить на социально значимые проекты. А это, по нашим самым скромным подсчетам, более 130 миллиардов тенге. Но об этом подробнее - немного ниже.
Кратко о сути проблемы. Итак, государство пошло навстречу некоторым “несознательным” гражданам - решило не наказывать за контрабанду и ввело отсрочку по таможенным и прочим обязательным платежам до 1 марта 2021 года. Речь идет в основном о машинах, привезенных из Армении и Кыргызстана, которые по-прежнему остаются на учете в этих странах. История такова. Ввиду действия льготного таможенного периода в этих странах (связан с переходным периодом вступления в ЕАЭС) при ввозе автомобилей из-за пределов ЕАЭС машины не подвергались полноразмерной таможенной очистке по ставкам, принятым на территории стран - участниц ЕАЭС. То есть автомобили, растаможенные на территории Кыргызстана в период с 1 января 2014 года, а в Армении - в период с 10 октября 2014 года, для нас являются иностранными товарами. И для постановки на учет такой машины в стране, где действует правило полноразмерного единого таможенного тарифа, например в Казахстане, необходимо оплатить принятый таможенный тариф в полном объеме. Плюс - обязательные дополнительные платежи. Чуть ниже об этом поговорим подробнее. При этом ввозить такие машины на территорию опять же Казахстана имеют право лица, постоянно проживающие в Кыргызстане и Армении, но лишь временно проживающие на территории нашего государства. Туристы, естественно, тоже могут беспрепятственно пересекать границу. Так вот, наши чрезвычайно предприимчивые граждане, пользуясь лазейками в законе, придумали различные способы ввозить на территорию Казахстана эти автомобили, которые по-прежнему находятся на учете в чужой стране. Очень удобно для них получилось - не нужно беспокоиться о штрафах, о налогах, техническом осмотре, о других платежах в бюджет. При этом, используя эту лазейку, дельцы начали привозить и продавать автомобили с правым расположением руля, ввоз которых на территорию нашего государства запрещен уже более десяти лет. Конечно же, среди этой “серой” массы встречаются автомобили, которые не проходят по экологическому классу уровня Евро-4. К большому сожалению, государство на наличие таких серых схем отреагировало не сразу. А в это время предприимчивые люди начали буквально эшелонами вывозить автомобили из упомянутых стран. Фактически помогая некоторым нашим соседям решать проблемы со все увеличивающимся и ветшающим автопарком. Пока собирались с мыслями, оказалось что в Казахстан привезли около 200 тысяч автомобилей (как сообщали), которые теперь уже требуют временной постановки на учет до момента полного погашения долгов перед государством. Впрочем, это число может быть гораздо больше, ведь если верить МВД, то фиксировать автомобили на иностранных номерах довольно сложно... И все же государство пошло навстречу нашим автолюбителям, введя отсрочку на легализацию контрабанды. Как мы видим дальнейшее развитие ситуации? У людей есть еще год. Учитывая особенности нашего менталитета, этот год сейчас представляется как “отличный шанс”. Мол, есть еще целый год, и многое может измениться... Поэтому пусть не все, но многие все же потянутся в специализированные ЦОНы для осуществления временной регистрации. Важный момент - пока не определен срок, когда начнут требовать временную регистрацию: обещают, что определятся в самое ближайшее время. Представителям органов надо четко прояснить все сроки, особенно тот момент, когда без временной регистрации ты более не имеешь права появляться на дороге. Ведь сегодня мы знаем лишь то, что регистрация будет действовать до 1 марта 2021 года. А вот с какого числа? Впрочем, это уже отдельная история, и мы уверены, что скоро нам все сообщат. Напомним, по словам Марата Кожаева, первого заместителя Министра внутренних дел РК, сегодня для временной регистрации авто из стран ЕАЭС необходимо предоставить следующие документы: удостоверение личности; прежние государственные или транзитные номерные знаки; свидетельство о регистрации; документы, подтверждающие право собственности; квитанцию об уплате сбора за первичную регистрацию (около 1,3 миллиона тенге за автомашину старше трех лет); квитанцию об уплате пошлины за изготовление госномера (около 7,4 тысячи тенге) и пошлины за изготовление техпаспорта (около 3,3 тысячи тенге). То есть с одних только регистрационных номеров и техпаспортов от каждого человека поступит в бюджет около 10 тысяч тенге. С первого взгляда, может быть, и немного, но если умножить на количество водителей, которые обратятся за временной регистрацией, пусть не все 200 официальных тысяч, а половина, то набежит уже как минимум миллиард тенге. И это только на оформлении документов! При этом основная масса “доходов” за временную регистрацию, конечно же, составит платеж за первичную регистрацию. А это уже около 130 миллиардов тенге. И ведь люди могут на это пойти, чтобы выиграть время, попытаться найти какой-то вариант, чтобы вернуть свои деньги. При этом мы не считаем оплату “таможни” и утильсбора намеренно - ведь до этого момента может и не дойти. Не выгодно или денег не хватит. Отчего велика вероятность, что эти машины, оказавшись, в конце концов, вне закона, в итоге превратятся в доноров. Стоит ли говорить, что государству можно взять на вооружение такой механизм заработка? Например, через год ввести еще одну отсрочку, опять же обязательную и платную. Ну как иначе бороться с такой финансовой инфантильностью наших граждан? Пусть лучше платят нашему государству, чем чужому. |