|
Даулет Алтаев Пощады “трафаретчикам” не будет. С точки зрения новых норм закона они не могут рассчитывать даже на крупный штраф - за их деятельность предусмотрено только лишение свободы. Теперь за нанесение на различных поверхностях адресов, ссылок, а также распространение листовок и прочие способы, которые так или иначе указывают или ведут на ресурсы, где продают наркотики, уготовано два срока: до трех и до шести лет лишения свободы. Каждый случай мы разберем чуть ниже
Это стало возможно с появлением Закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты прав личности”. Напомним, что глава государства подписал документ 27 декабря 2019 года, и он вступил в силу 11 января этого года. Упомянутый выше закон содержит нормы, которые усиливают и впервые определяют ответственность за ряд преступлений, направленных против общества и здоровья граждан. Все нюансы в рамках одного материла мы рассмотреть, конечно же, не сможем, поэтому коснемся пока лишь некоторых моментов. Это введение в УК РК статьи 299-1 “Пропаганда или незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, прекурсоров” и существенное ужесточение наказания за управление транспортным средством в нетрезвом виде. Итак, долгожданное появление статьи УК РК 299-1. В финале минувшего года мы разбирали не совсем понятную ситуацию. Напомним, что в Нур-Султане задержали двух парней, которые с помощью трафаретов наносили на стены адреса, что вели на сетевые ресурсы по продаже наркотиков. Непонятно во всем этом наказание, которое они получили. Собственно, их осудили лишь за факт “пачкания” стен, а вовсе не за пропаганду наркотиков. А именно по статье КоАП за номером 505 “Нарушение правил благоустройства территорий городов и населенных пунктов, а также за разрушение объектов инфраструктуры, уничтожение и повреждение зеленых насаждений города и населенных пунктов”. Эта статья подразумевает наказание в виде штрафа в размере 20 МРП (один МРП в 2019 году - 2525 тенге, то есть 50 500 тенге). И все. То есть ни о какой пропаганде наркотиков речь как бы не идет. Еще немного о неуместной гуманности. Мы понимаем, для того, чтобы посадить “художников” согласно нормам статьи 297 УК РК “Незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта, пересылка либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов”, их надо поймать с “наркотой” на руках. Это не тот случай. Но почему же не поработали, не рассмотрели их дело с точки зрения статьи 299 УК РК “Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов”?
Собственно, подобное положение дел и несовершенство законов долго позволяло виновным уходить от ответственности, хотя наверняка счет шел на десятки килограммов отравы и на сотни загубленных жизней. Но доказать это было очень сложно. Теперь же нормы новой статьи исключают столь мягкое наказание, как штрафы, за распространение социально-опасной информации. То есть любое проявление, которое укладывается в понятие “пропаганда или незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, прекурсоров”, карается лишением свободы на срок до трех лет. Если же эти действия были совершены группой по предварительному сговору, неоднократно и, что примечательно, в организациях образования, а также на объектах массового скопления людей, то в этих случаях минимальный срок лишения свободы - от трех лет. Максимально - шесть. Такое же наказание предусмотрено, если наркодельцы использовали средства массовой информации или электронные информационные ресурсы. А также если вдруг кто-то посмел воспользоваться служебным положением. Появление статьи 299-1 выравнивает и некоторые законодательные перекосы, связанные с относительной сложностью применения норм статей 297 и 299 УК РК к “художникам-распространителям” наркотиков. Теперь, наконец, сам факт распространения подобного рода информации позволяет адекватно наказать преступника. И, что не менее важно, существенно снизить возможное появление все новых вовлеченных в преступную деятельность людей. Однако на такой эффект должны работать так называемые показательные примеры. Начиная с 14 января этого года правоохранительные органы уже задержали подозреваемых в подобных преступлениях. Отмечены случаи в Караганде и Алматы. Учитывая всю тяжесть преступления и его особенность, за процессом и итоговым судебным решением следит вся республика. Ведь в этом случае применение норм новой статьи - прецедент.
Под кайфом за рулем Не менее угрожающее обществу преступление - управление транспортным средством в нетрезвом состоянии. Теперь любителей “принять” и сесть за руль ждет обязательное наказание в виде лишения свободы на 15 суток и лишения права управления транспортным средством на семь лет. Приставки “или”, уточним, здесь нет. И опять же в этом случае также чрезвычайно необходимы показательные примеры наказаний в рамках новых законов. География преступлений (читай - попавших за решетку) для севших за руль в нетрезвом состоянии после введения в действие новых положений закона на момент подготовки материала такова: два случая в Павлодаре, шесть - в Актобе, десять - в Алматы, один - в Балхаше. Кстати, ужесточение ответственности за это преступление предусматривает также дополнительную нагрузку на антикоррупционные ведомства - ведь угроза ареста на 15 суток оценивается гораздо выше, чем сравнительно более легкое наказание в виде лишения прав управления транспортным средством. И в особенности если это касается представительниц женского пола. Собственно, ужесточение наказания за несоблюдение трезвости за рулем - это также и существенная персональная нагрузка на экипаж полиции и конкретно на каждого полицейского. Помимо возросших сумм возможных предложений в виде взяток преступники могут “включать” все более весомые механизмы давления на стражей порядка. Возможно, теперь все чаще будут звучать фамилии влиятельных знакомых и родственников. Надеемся, что на этот случай у МВД уже заготовлены персональные тренинги для своих сотрудников. Впрочем, не помешало бы вместе с ужесточением наказания за управление в нетрезвом виде параллельно ввести ужесточение наказания за коррупционные преступления. Однако это уже тема другого материала.
|