Алла Иванилова Отмена адресной справки с 1 ноября этого года позволила сэкономить государству около 3,3 миллиарда тенге. Сейчас идет работа по исключению еще 27 справок
Цифровые услуги - это не только удобно, их можно получить одним кликом не выходя из дома, но и значительная экономия бюджетных средств. Не нужно держать штат, платить зарплаты и закупать тонны бумаги. Так, ежегодно казахстанцы получали более 14 миллионов адресных справок. Теперь нет такой нужды, и на это не тратятся казенные миллиарды. В прошлом году для эффективного внедрения передовых технологий в пяти министерствах назначили “цифровых” вице-министров в здравоохранении, образовании, социально-трудовой сфере, цифровом развитии и налогово-таможенной службе, а также сформировали офисы цифровизации в центральных и местных государственных органах. Экономический эффект от проводимой работы, по словам чиновников, составил 218 миллиардов тенге в 2018 году, а за девять месяцев 2019 года - 305 миллиардов тенге. Сейчас планируют назначить еще трех “цифровых” вице-министров в министерствах индустрии и инфраструктурного развития, энергетики и внутренних дел. Также межведомственная комиссия по оптимизации госуслуг совместно с услугодателями проанализировала 723 госуслуги. В результате по ее рекомендациям утвердили и реализуют 556 дорожных карт, что позволило сократить бумажный документооборот на 70 миллионов документов и дает косвенный экономический эффект более восьми миллиардов тенге. Сегодня из 723 госуслуг, включенных в реестр, 580, или 80 процентов, оказывают в электронном формате, через госкорпорацию “Правительство для граждан” предоставляют 648, или 89,6 процента услуг. 143 услуги, или 19,8 процента, все еще доступны только в бумажном формате. Оптимизировали бизнес-процессы по 182 госуслугам, среднее количество документов сокращено на 30 процентов - с шести до четырех, а средний срок оказания услуг - в три раза, с 31 до 10 дней. В 2020 году планируют автоматизировать 90 процентов всех государственных услуг. Также исключат лишние справки, которые сегодня требуют у населения. Какие именно, пока государственные мужи не говорят. Но для этого необходимо завершить работы по интеграции информационных систем государственных органов. Сейчас реализовали 101 интеграцию из 235 запланированных. То есть меньше половины. По словам Премьер-Министра РК, интеграцию затягивают сами госорганы либо по ним некачественно спланирован бюджет. Одним из наиболее удобных способов получения государственных услуг являются мобильные технологии (64 процента казахстанцев пользуются смартфонами). В октябре запустили новый формат мобильного приложения - eGov mobile. Также еще один легкий способ получения электронных услуг - это мессенджер Telegram и социальные сети. Самые популярные услуги предоставляют через эти мобильные приложения. При этом посредством eGоv mobile доступна всего 31 госуслуга, или около четырех процентов. Следующий большой проект - это Единая платформа интернет-ресурсов государственных органов (ЕПИР ГО), которая, как подсчитали чиновники, сэкономит до двух миллиардов бюджетных средств. Кроме того, с 1 января 2020 года в Казахстане запустят портал соцуслуг. Лица с инвалидностью смогут заказывать 24 из 55 видов технических средств реабилитации (ТСР) и специальные социальные услуги в государственных учреждениях уже с 1 января 2020 года. Остальной 31 вид ТСР будут внедрять поэтапно до июля 2020 года. Обеспечение лиц с инвалидностью средствами реабилитации включает в себя предоставление протезно-ортопедических, сурдотехнических, тифлотехнических и гигиенических средств, а также кресел-колясок. К специальным социальным услугам относятся услуги индивидуальных помощников, специалистов жестового языка и санаторно-курортное лечение. Сегодня технические средства реабилитации и вышеперечисленные услуги предоставляют посредством государственных закупок. В связи с длительностью проведения процедур уходит до восьми месяцев с момента установления инвалидности. Сами инвалиды говорят, что тендерная система им не подходит. С каждым годом все больше жалоб на ухудшение качества услуг и медицинских изделий. В этой связи и решили запустить портал соцуслуг. Это позволит сократить сроки бизнес-процессов и оказания специальных социальных услуг от восьми месяцев до одной-двух недель. Сервис в пилотном режиме запустили, и его успешно реализуют в Актобе. Планируют, что ресурсом смогут пользоваться жители всех городов Казахстана, который охватит более 400 тысяч пользователей и 200 тысяч поставщиков. В результате всех запланированных мер в следующем году показатель цифровой грамотности населения вырастет до 80 процентов. А в целях усиления контроля и мониторинга за бесперебойной работой ведомственных систем закрепили персональную ответственность за курирующим эти вопросы заместителем первого руководителя.
Нур-Султан |