|
Алла Иванилова Депутаты предлагают ряд мер, направленных на расширение льгот людям пенсионного возраста. Известно, например, что от уплаты налогов освобождены определенные категории лиц. Так, от земельного налога и частично налога на имущество освобождены отдельно проживающие пенсионеры. Народные избранники же предлагают освободить всех работающих пенсионеров по возрасту свыше 65 лет от налогов на транспортные средства и имущество, а также от уплаты индивидуального подоходного налога. Это можно рассматривать как стимулирование здорового образа жизни и поощрение творческого и карьерного долголетия
В одном из своих недавних запросов на имя Премьер-Министра РК члены фракции КНПК “Народные коммунисты” в мажилисе затронули весьма злободневную тему. Она касается прав нынешних пожилых людей, которых в Казахстане, по данным сайта Комитета по статистике Министерства национальной экономики, на начало этого года проживало более двух миллионов, а это почти 10 процентов населения. Однако эта часть населения после выхода на пенсию остается за бортом. О них вспоминают лишь накануне Дня пожилых людей и в период избирательных кампаний, поскольку это самая активная электоральная часть населения. По словам парламентариев, сегодня в Казахстане нет единого нормативного правового документа, закрепляющего основные права, льготы и социальную защиту пожилого человека. Нормы содержатся во многих различных законодательных актах (Гражданский кодекс, Земельный кодекс, Кодекс “О браке (супружестве) и семье”), и такая разрозненность не защищает пожилых людей в достаточной степени и не обеспечивает им достойный уровень жизни.
Кроме того, в разных регионах - разный подход к обеспечению прав пожилых. В частности, отличаются формы их обеспечения санаторно-курортным лечением, лекарствами и другими льготами. В ряде областей действуют различные льготы по проезду в общественном городском транспорте. Так, если в Нур-Султане пенсионеры по возрасту и выслуге лет обладают правом бесплатного проезда, то в Кызылорде людям старше 70 лет предусмотрена скидка 50 процентов. Непонятно, почему пожилые люди одни, а отношение к ним разное. Не на должном уровне организована работа по снабжению лекарствами стариков. Как правило, в начале года ощущается их нехватка ввиду несвоевременного финансирования. Также раньше в стране функционировала служба геронтологии, но в результате реформенных процессов она исчезла. В свое время предлагали создать национальный консультативный совет по вопросам старения, но эта идея также повисла в воздухе. В стране не созданы условия для того, чтобы пожилые люди оставались здоровыми и активными. По мнению психологов, 60 и 70 лет - это возраст больших возможностей. Дом уже обустроен, дети выросли, появились внуки, которых можно баловать, и самое главное - есть много времени для себя. Однако для многих выход на пенсию сопровождается стрессами или даже депрессией. После долгих лет трудовой деятельности человек не знает, чем себя занять, у него начинается депрессия, и на этом фоне появляются различные заболевания. Государство не создает никаких условий для “второй молодости” пенсионеров. Клубы для пожилых открывают по инициативе общественных объединений, у которых, естественно, ограниченный бюджет. Эта категория населения не указана конкретно ни в одной государственной программе, концепции или другом документе. В этой связи депутаты предлагают создать центры активного долголетия в каждом районном центре с возможностью бесплатного посещения пенсионерами, коворкинг-центры для посещения молодыми и пожилыми людьми, а также принять Государственную программу “Активное долголетие”. Такая забота о пожилых людях оправданна. Их число в Казахстане с каждым годом будет только расти. По прогнозам экспертов, к 2030 году в стране будет проживать до 11,5 процента пожилых, а к 2050 году четверть населения Казахстана будет старше 65 лет. В этой связи необходимо уже сейчас позаботиться о будущем старшего поколения. Не стоит забывать, что процесс старения тесно связан с экономикой страны. Становится все меньше рабочих рук - снижаются доходы от налогов. При этом, по классификации Организации Объединенных Наций, если население страны от четырех до семи процентов составляют пожилые, то такое государство уже стоит на пороге старения. Более того, эксперты ООН относят Казахстан к государству с ускоренными темпами старения. А эксперты ОБСЕ отмечают, что демографическая ситуация в Казахстане и Турции сегодня и в будущем выглядит одной из лучших. В этих странах одного пенсионера “кормят” шесть-семь молодых налогоплательщиков. К 2030 году, по прогнозам, численность “кормильцев” снизится до трех человек. Учитывая, что в обозримом будущем пенсионный возраст для мужчин и женщин будет одинаков - 63 года, необходимо, чтобы старшее поколение оставалось как можно дольше продуктивным и приносило пользу государству, а не становилось бесполезным балластом. Поэтому государство должно быть заинтересовано в этом как никто другой. Ведь недееспособная часть населения требует больших расходов из бюджета. К слову, Казахстану пришлось столкнуться с проблемой старения населения в первой половине 1990-х годов, когда экономика страны стремительно падала из-за развала Советского Союза. Тогда в стране прошли пенсионные реформы, и логичным выходом стало повышение пенсионного возраста. Благодаря этому удалось снизить долю пенсионеров до 10 процентов. После этого увеличилась доля экономически активного населения, сократились расходы бюджета. Старение населения - это проблема мирового масштаба. Людей, перешагнувших 65-летний рубеж, с каждым годом становится больше. По данным ООН, к 2050 году людей “за 60” в мире будет больше, чем 15-летних подростков. Единственной страной, где возраст 30 процентов населения превышает 60 лет, сегодня является Япония. Однако через 35 лет в аналогичной демографической ситуации окажется еще не менее 60 стран. Международная статистика отмечает, что через 30 лет число людей старше 65 в мире составит два миллиарда.
Нур-Султан |