|
Ольга Шишанова И снова столичный театр “Астана Опера” приятно удивил и порадовал своего зрителя. На его сцене состоялись гастроли театра “Санктъ-Петербургъ Опера”. Творческий коллектив из Северной Пальмиры представил вниманию казахстанских слушателей оперы Джузеппе Верди “Риголетто” и Жоржа Бизе “Искатели жемчуга”
Впервые в Казахстане на сцене “Астана Опера” прошли гастроли Государственного камерного музыкального театра “Санктъ-Петербургъ Опера”. Известный коллектив под руководством народного артиста России Юрия Александрова сначала представил оперу “Риголетто” Джузеппе Верди, а затем спектакль “Искатели жемчуга” Жоржа Бизе. “Риголетто” - одно из наиболее известных произведений Верди. Действие оперы строится на резких драматических контрастах. В центре ее острая психологическая драма, многосторонне очерчивающая образ Риголетто - язвительного придворного шута, нежного, глубоко страдающего отца, грозного мстителя. Ему противостоит легкомысленный и развращенный герцог, обрисованный на фоне придворной жизни. Душевная чистота, беззаветная преданность олицетворены в образе юной Джильды. Эти контрастные характеры выпукло, с замечательным богатством психологических оттенков были воплощены в музыке оперы. А вот “Искатели жемчуга” - произведение совершенно другого, свежего и яркого таланта. Преодолев традиционную условность ситуаций и персонажей либретто, Бизе удалось наметить в музыке индивидуальность главных героев, придать экзотическим ритуальным и бытовым сценам эмоциональную силу и яркость колорита, запечатлеть мечтательную поэзию природы Востока. Мелодии “Искателей жемчуга” впечатляют красотой и пластичностью. Лучшие из них служат украшением концертных программ. А еще “Искатели жемчуга” явились в известной мере очередной ступенью композитора к гениальной “Кармен”.
Режиссер-постановщик Юрий Александров не случайно предложил вниманию жителей и гостей столицы спектакли со смелым и нестандартным воплощением оперных сюжетов, красочными, роскошными костюмами, превосходной актерской игрой и музыкальным исполнением. Вот что он сказал по этому поводу: - К Казахстану у меня особое отношение, поскольку я вложил много сил и энергии в развитие национального оперного искусства. Принимал непосредственное участие в открытии казахстанских оперных театров и осуществил около 13 постановок на разных площадках, в том числе и на сцене главного театра Казахстана - “Астана Опера”. Мне очень дорога ваша публика, и я не хотел бы ее разочаровать. Надеюсь, мой коллектив показал себя достойно. В постановке оперы Джузеппе Верди “Риголетто” известный российский режиссер главным акцентом сделал мотив маски, зловещего маскарада жизни. Верди считал сюжет спектакля лучшим из всех, положенных им на музыку. Впервые в истории жанра героем одной из самых популярных опер великого композитора стал старик-горбун - придворный шут, лицемер, озлобленный на весь мир. Он безжалостно мстил всем, у кого нет горба на спине. Режиссер предложил столичной публике новую версию психологической драмы, по которой придворный шут вовсе не горбун, а язвительный, умный, злой и совсем не старый человек. Горб и маска - всего лишь шутовское обличье, которое он надевает только при дворе герцога. Однако нравственное уродство нельзя скинуть, как маску. Неординарный человек, вынужденный терпеть постоянное унижение, он развлекается интригами, охотно принимает участие в грязных забавах своего господина и его окружения. Судьба наказывает Риголетто за жестокость, превращая в убийцу собственной дочери Джильды. - Несмотря на то, что “Санктъ-Петербургъ Опера” в названии - это камерный музыкальный театр и его родная сцена весьма небольшая, мы не ограничиваемся произведениями малой формы. Это одна из причин, почему нас можно считать уникальным коллективом. “Риголетто” - по-настоящему большой спектакль во всех смыслах. В Санкт-Петербурге он идет на сцене Эрмитажного театра, и мы обязательно выбираем “Риголетто” для выездов на гастроли, как только появляется возможность показать его на большой площадке. И поэтому сцена Нур-Султана, как никакая другая, идеально подошла для этой постановки, - подчеркнул он. К слову, либретто к “Риголетто” было создано Франческо Марией Пьяве по драме Виктора Гюго “Король забавляется”. А сам Верди обращался к творениям Гюго еще несколько раз - так, помимо “Риголетто” он написал оперу “Эрнани”. Что же касается второго спектакля, который представили казахстанскому зрителю, то гениальная опера Жоржа Бизе “Искатели жемчуга” написана на либретто Эжена Кормона и Мишеля Карре. Она пленяет мелодическим богатством и драматической выразительностью. Это первое обращение театра “Санктъ-Петербургъ Опера” к творчеству Жоржа Бизе. Действие оперы происходит на экзотическом острове Цейлон, в центре сюжета - любовный треугольник: рыбак Зурга и охотник Надир любят одну и ту же девушку Лейлу, жрицу Брахмы. “Искатели жемчуга” - первая опера, которую молодому композитору заказал парижский Театр-Лирик - главный театр французской столицы в середине XIX века. И потому Бизе сочинял оперу стремительно, она была написана всего за несколько месяцев. По мнению Гектора Берлиоза, партитура “содержит множество прекрасных выразительных моментов, полных огня и богатого колорита”. - “Искатели жемчуга” - красивая сказка для взрослых, в которой есть место любви, подвигу и самопожертвованию. Я думаю, что людям двадцать первого века нужны такие истории и в России, и в Казахстане. Наш спектакль получился очень красочным, эмоциональным и даже, несмотря на трагический финал - а наша версия отличается от оригинального либретто, во многих странах, куда мы его привозили, публика с восторгом принимала спектакль и выходила из зала с очень позитивным настроем, - поделился Юрий Александров.
Нур-Султан |