Алла Иванилова В Казахстане внедряют дуальную систему образования, когда студент наряду с теоретическими знаниями получает возможность отработки практических навыков на действующем предприятии и эту практику засчитывают в общий трудовой стаж. Однако эта модель, которую успешно применяют в Европе, пока не так развита в нашей стране. “Особо похвастать нечем”, - констатировал министр образования и науки и обещал исправить ситуацию
Дуальное (двойное) обучение, или ученичество - это один из видов обучения на рабочем месте. Такое обучение развито в Германии, Австрии, Швейцарии. Рынок рабочей силы в Германии на 54 процента формируется за счет выпускников дуальных программ, а около пяти процентов численности работников составляют непосредственно ученики. Немецкая система ученичества называется двойной, потому что студенты один-два дня в неделю учатся в колледжах, а остальные три-четыре дня - на предприятиях. В Казахстане дуальное обучение внедряют с 2012 года. В новый Трудовой кодекс внесли соответствующие понятия. Закон “Об образовании” предусматривает теоретическое обучение в колледжах и производственное - на предприятии в соотношении 40 к 60. Министерство образования и науки утвердило Правила организации дуального обучения в организациях ТиПО. Определили размер компенсационной выплаты обучаемому не менее одного МРЗП. Кроме того, за время прохождения производственного обучения учащимся может зачисляться трудовой стаж. Дуальное обучение ведут по техническому, технологическому и сельскохозяйственному направлениям в колледжах страны. Кроме того, в рамках проекта бесплатного ТиПО приняли норму, которая позволяет до 80 процентов всех учебных программ колледжей, которые находятся в системе дуального обучения, менять по требованию работодателей, которым виднее, какие профессиональные навыки нужны рынку.
С учетом того, что у студентов колледжей появилась возможность получения до трех родственных квалификаций в рамках одного периода обучения с возможностью выхода на рынок труда после получения каждой квалификации, дуальное обучение становится еще более актуальным. Большую поддержку ТиПО оказывает проект “Жас Маман”, в рамках которого на базе 180 колледжей и 20 вузов за три года подготовят свыше 200 тысяч специалистов по новым стандартам, повысят квалификацию более 15 тысяч преподавателей. В Министерстве образования и науки сетуют, что по дуальному обучению есть ряд проблем, программы не реализуют так, как запланировано. В Казахстане всего 4500-5000 предприятий вовлечены в этот процесс. Причина такой низкой заинтересованности в том, что государство не возмещало работодателям расходы, и они были не заинтересованы участвовать в этом процессе. Хотя во многих зарубежных странах власти стимулируют работодателей всеми возможными способами. В Великобритании работодателям выделяют гранты в размере 1500 фунтов стерлингов на обучение одного ученика, причем только для предприятий с численностью работников до 50 человек. В Канаде налоговый кредит на обучение учеников позволяет работодателям вернуть 5000 канадских долларов в год с ученика. Во Франции работодатели вправе получать компенсации в рамках социального обеспечения в размере от 1600 до 2200 евро налогового кредита за каждого ученика. В России частично покрывают расходы работодателя на ученика и ответственного за его обучение сотрудника. Теперь и в Казахстане будут компенсировать расходы работодателям на дуальное обучения, и власти надеются за два года увеличить количество предприятий, которые будут предоставлять “практические места” для студентов, до 50 тысяч! Планы амбициозные, но, по словам чиновников, вполне осуществимые. Ведь работодатели тоже заинтересованы в профессиональных кадрах. Для небольших предприятий это удачный шанс заполучить талантливую молодежь, которая при других условиях вряд ли обратила бы внимание на такую фирму. Кроме того, во время дуального обучения компания в реальном режиме оценивает сотрудника, не полагаясь на сертификаты. Это позволяет работодателю избежать дорогостоящих ошибок при наборе персонала.
Нур-Султан |