|
Ольга Шишанова Нынешний урожай зерновых в Казахстане прогнозируют на уровне 11,5 центнера с гектара, да и то - более половины его ожидается третьего, невысокого, класса. Это, разумеется, вовсе не предел мечтаний агрария, хотя были годы, когда эта цифра не превышала в Казахстане 9,5 центнера с гектара. А в среднем она держится на уровне примерно 13-14 центнеров с гектара. Глядя на эти цифры, задаешься вопросом: почему в республике урожай зерновых находится на столь низком уровне? Отговорки в виде плохих погодно-климатических условий и резко континентального климата в последние годы стали звучать все менее убедительно, хотя бы по той простой причине, что государства и области, где климат максимально схож с казахстанским, получают урожай минимум в два раза больше. Например, Канада, США, Австралия и даже Якутия (!)
Между тем в последние годы во всем мире для сохранения генетического разнообразия сельскохозяйственных культур создают генетические банки, оснащенные информационными системами. Это позволяет ускорить создание сортов, способных стабильно реализовывать свой потенциал. К чему, собственно, сегодня и стремятся казахстанские ученые НПЦЗХ имени Бараева, что расположен в Акмолинской области, внедрив для начала технологии точного земледелия на опытном полигоне, позволяющие создать более качественную структуру посевов, сократить расход семян, минеральных удобрений и средств химической защиты, а главное, проводить агротехнические мероприятия в различных условиях, в том числе ночью. В итоге в конце прошлого года сделали выводы, на основе которых стало ясно, что использование именно такой технологии, как точное земледелие, позволяет получить урожайность с площади в три тысячи гектаров в среднем на уровне 25,4 центнера с гектара. Сравните со средней урожайностью по району 13 центнеров с гектара.
Напомним, что площадь посевов пшеницы в Северном и Центральном Казахстане, занятая сортами отечественной селекции, составляет шесть миллионов гектаров, в том числе сортами селекции НПЦЗХ имени Бараева - 4,8 миллиона гектаров. При этом достижения отечественной селекции позволили создать весьма высокий генетический потенциал сельскохозяйственных растений. Однако их реализация пока не обеспечивает ожидаемой эффективности. Одной из главных причин такого положения является недостаточная устойчивость созданных сортов и гибридов ко вредным организмам, засухе и другим стрессовым факторам среды. Для преодоления такой ситуации, утверждает генеральный директор научного института Кенже Абдуллаев, необходимо более полное включение в ее технологию разработок фундаментальных наук - генетики, биотехнологии, физиологии, биохимии, иммунологии. Но один в поле не воин. Пусть даже для этого в селекции культур НПЦЗХ стремятся наладить совместные исследования не только с казахстанским Институтом биологии и биотехнологии растений, Национальным центром биотехнологии, но и с зарубежными партнерами из тех стран, чьи природно-климатические условия наиболее соответствуют природно-климатическим условиям Казахстана. Мы уже писали о совместных проектах казахстанских ученых этого института с американскими фермерами из таких штатов, как Техас и Небраска, нацеленных на оптимальное развитие животноводства в Туркестанской области. Теперь же казахстанские ученые намерены пойти еще дальше и наладить сотрудничество со своими коллегами из республики Саха (Якутия), где давно и успешно выращивают пшеницу, урожайность которой составляет от 18 до 25 центнеров с гектара даже в засушливые годы. Не случайно эти сорта занимают почти 70 процентов посевных площадей в самой республике Саха. Если же говорить о Казахстане, то общая площадь земель, занятых зерновыми, составляет на сегодня 14,9 миллиона гектаров, из них под пшеницей - 11,2 миллиона. Продкорпорация собирается закупать у крестьян одну тонну пшеницы нынешней осенью по цене от 70 до 76 тысяч тенге в зависимости от класса. Однако, исходя из вышеприведенных данных, в лучшем случае основной ценой станет 70 тысяч тенге за тонну. А значит, при предполагаемом уровне урожайности в 11,5 центнера с гектара доход составит около 900 милиардов тенге. В то время как при урожайности в 25-28 центнеров с гектара (уровень Канады) эта цифра вырастает в два с половиной раза. А это значит - 1,5 триллиона тенге дополнительного дохода. В год. При таком раскладе непонятно, почему казахстанские аграрии буквально топчутся на месте, почему так мало используют современные технологии и почти не прислушиваются к советам ученых, например, того же НПЦЗХ имени Бараева? Ведь это упущенная выгода. И упущенная, получается, просто из-за лени и безалаберности.
Нур-Султан |