Алла Иванилова Одним из перспективных международных проектов в сфере телекоммуникаций, в котором принимает участие Казахстан, является создание инфраструктуры, способной обеспечить трафик в направлениях России, Китая и Центральной Азии. Особенность его в том, что оптово-волоконная магистраль будет проходить по дну Каспийского моря
Инициатором проекта по расширению доступа к интернету путем создания Трансъевразийской суперинформационной магистрали (TASIM) выступило правительство Азербайджана. Идею предложило Министерство связи и информационных технологий в ходе встречи министров в Баку еще в ноябре 2008 года. Спустя год Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию по созданию TASIM. Организация Объединенных Наций всегда поддерживала проекты ИКТ, считая, что они способствуют расширению доступа к информации и знаниям, ликвидации нищеты, обеспечению социальной сплоченности и интеграции всех стран в мировую экономику, в особенности развивающихся. В декабре 2012 года приняли вторую резолюцию по проекту, которая предусматривает развитие соответствующей телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для преодоления отставания в сфере цифровых технологий в Евразийском регионе. Единая оптоволоконная система объединит крупнейшие центры обмена информации Европы и Азии, протянется по территории Казахстана, Китая, Грузии, Азербайджана, Турции и Германии и таким образом поможет устранить “информационную пропасть” между странами Западной Европы и Тихоокеанского бассейна. В целом она соединит более двух десятков стран мира. Основная “ветка” пройдет от Франкфурта (Германия) до Гонконга (по территории Китая, Казахстана, Азербайджана, Грузии, Турции), а запасную - Северную транзитную линию связи - проложат на территории России, Украины и Польши. У проекта, учитывая его географию, есть неофициальное название “Великий информационный шелковый путь”. Уже несколько лет крупнейшие телекоммуникационные операторы Казахстана, Азербайджана, Китая, Турции и России занимаются подготовкой запуска или реализуют отдельные элементы инфраструктуры, которые могут понадобиться в проекте Трансъевразийской суперинформационной магистрали. В декабре 2013 года в Баку состоялось пятистороннее заседание операторов-участников консорциума TASIM, по итогам которого подписали предварительное соглашение. Все стороны для реализации проекта будут использовать свои собственные - как имеющиеся, так и будущие сетевые ресурсы. Первоначальную стоимость проекта оценивают в 100 миллионов долларов. В марте этого года подписали межправительственное соглашение между Казахстаном и Азербайджаном “Об организации содействия в совместном строительстве, владении и организации деятельности совместного пользования волоконно-оптических линий связи по дну Каспийского моря по маршруту Азербайджан - Казахстан операторами связи Азербайджанской Республики и Республики Казахстан”. Проект предполагает строительство Транскаспийской магистрали общей протяженностью 380-400 километров. Длительное ожидание реализации проекта - более десяти лет - вынудило казахстанских телекоммуникационных операторов выйти из числа его участников. В частности, в мае этого года об этом заявили АО “KazTransCom” и АО “Транстелеком”. Причиной стороны назвали длительное подписание соглашения странами-участницами. Телекоммуникационные операторы проработали шаги по развитию альтернативного пути решения Транскаспийского цифрового коридора. Главным вопросом, стоящим сегодня на повестке дня, является реализация работ по строительству оптоволоконной кабельной магистрали по дну Каспийского моря с участием азербайджанской и казахстанской сторон. В целом планируют проложить две магистральные линии, одна из которых будет проходить через территорию Украины, вторая - по территории Турции. Обе магистрали будут независимыми и взаимозаменяемыми. Операторы этих стран выступят связующим звеном с крупнейшими европейскими операторами. Как сообщил недавно премьер-министр Казахстана Аскар Мамин, сейчас Казахстан совместно с азербайджанской стороной ведут подготовительные работы по строительству волоконно-оптических линий связи по дну Каспийского моря. Работы планируют завершить до конца 2021 года. Но есть определенные “особенности” - прокладку подводного сегмента можно осуществлять только в период с середины апреля до середины октября. Зимой казахстанский сектор Каспийского моря покрыт плавучими льдами, которые могут привести к повреждению судна-кабелеукладчика. Кроме этого, к моменту начала работ не должно быть организационных препятствий: юридический статус Каспийского моря до сих пор до конца не урегулирован пятью странами. Также нужно учитывать ряд подписанных межправительственных документов, строго оговаривающих хозяйственную деятельность на Каспии. На первом этапе страны, основные региональные участники проекта и крупнейшие операторы, создадут основную инфраструктуру для транзита трафика с пропускной способностью - 2 Тбит/с. На втором этапе государства, не имеющие прямого выхода к открытому морю и к существующим высокоскоростным подводным системам, смогут подключиться к Трансъевразийской суперинформационной магистрали (TASIM) и тем самым сократить свое “цифровое отставание”.
Нур-Султан |