Алла Иванилова В Казахстане каждый месяц крадут в среднем 62 автомобиля и еще около 150 угоняют без цели хищения. Преступники предпочитают автомашины японского производства, которые вывозят в соседние страны - Кыргызстан, Россию и Таджикистан
Первый угон автомобиля произошел 8 июня 1896 года в Париже, то есть спустя почти 10 лет с момента “рождения” самого автомобиля. Прошло более 120 лет, но эта проблема остается одной из самых актуальных. О ее масштабах свидетельствует тот факт, что по величине прибыли, получаемой от такого вида криминального бизнеса, это второй после наркобизнеса вид преступной деятельности. В мире каждые десять секунд угоняют чью-нибудь машину. Суммарно чистая прибыль от продажи таких авто составляет более 20 миллиардов долларов ежегодно. Так, в США ежегодный экономический ущерб, причиняемый хищениями автотранспортных средств, оценивается суммой, превышающей семь миллиардов долларов. В Великобритании это от 30 до 45 процентов от всех регистрируемых полицией преступлений. Количество угонов зависит от множества факторов, в том числе социально-экономической обстановки в стране, уровня работы полиции и развития техсредств, используемых при краже. В Казахстане сейчас насчитывается около 3,7 миллиона легковых автомобилей, что на 39 процентов больше, чем 10 лет назад. Преступления, связанные с хищениями автомашин, часто совершают в крупных городах, а именно в Нур-Султане, Алматы, Караганде, Костанае и Усть-Каменогорске. Это связано с большим количеством населения и немалым числом личных автомобилей. Кроме того, считают, что там орудуют преступники, имеющие более высокую “квалификацию”, а значит, и шанс безвозвратного угона достаточно велик. За шесть месяцев прошлого года в республике угнали 360 машин. Это на 3,2 процента больше, чем в 2017 году. Преступников интересуют такие марки авто, как Toyota, ВАЗ, Mazda, Honda, BMW, Lexus и Hyundai. Самый популярный сегодня метод угона в Казахстане - свободный доступ в салон транспортного средства.
С созданием Евразийского экономического союза вопросы расширения и углубления сотрудничества в сфере борьбы с хищениями автотранспортных средств стали еще более актуальны. Принятие единого Таможенного кодекса и снятие барьеров на пути перемещения товаров внутри союза влекут риски активизации транснациональных преступных группировок, занимающихся хищениями транспортных средств и их последующей легализацией. Казахстан еще в 2005 году подписал Соглашение “О сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата”. За три года, с 2015 по 2017 год, когда это соглашение ратифицировала наша республика, в странах СНГ установили свыше 200 автомашин, похищенных и вывезенных с территории Казахстана, при этом возвращено около трети. Чтобы стороны своевременно исполняли свои обязательства в этой сфере и в целях детального урегулирования механизмя возврата похищенных автотранспортных средств, и приняли этот закон. Между тем, согласно Уголовному кодексу РК, понятия “угон” и “кража” различаются. Угоном считается неправомерное завладение автомобилем без цели хищения, а кражей называют тайное хищение чужого имущества. Поэтому за оба проступка положено разное наказание. За преступления, связанные с угоном или хищением автотранспорта, предусмотрено наказание от пяти до десяти лет лишения свободы по статьям 188-200 УК РК. Специалисты страховых компаний отмечают, что абсолютно надежного способа сделать свой автомобиль неприступным не существует. Однако можно принять ряд простых мер, которые значительно снизят риск угона. В качестве одной из них - установить в машине GPS-трекер, чтобы иметь возможность отследить ее местонахождение.
Нур-Султан |