Столичные штучки
Алла Иванилова
Сколько “звезд” в самый раз - три или одна?
Известно, что в Астане не хватает гостиниц. Организация крупного мероприятия международного уровня не проходит для городских властей без вопроса, где разместить гостей. Однако дело не только в количестве, но и в качестве. Руководство страны намерено классифицировать все гостиницы и присвоить им то количество “звезд”, которое они заслуживают
Данные статистики показывают, что количество посетителей по всем видам туризма в стране возросло. Общий доход от туристической деятельности за девять месяцев прошлого года составил около 50 миллиардов тенге. Из них 6,2 миллиарда приходится на Астану. Позиционируя себя как современный город, столица Казахстана испытывает дефицит гостиничных номеров. Сейчас в городе их насчитывается 2099, а гостиничных комплексов - 90.
В мировом гостиничном хозяйстве принято классифицировать отели по “звездам” и по баллам. Последняя система зародилась в Индии. Универсальных требований в мире нет. В свое время Всемирная туристская организация пыталась положить конец “параду звезд” и законодательно создать единые правила, но ничего хорошего из этого не вышло. Сегодня в каждой стране действуют свои нормы присвоения “звезд”. Однако общепринято, что гостиница “без звезд” напоминает общежитие. В “одной звезде” туалет и душ только на этаже. Да и в “двух звездах” удобства не во всех номерах, а постельное белье меняют раз в 5-7 дней. В “трех звездах” можно пообедать в кафе или ресторане. “Четыре звезды” - уже высокий класс: поднесут багаж, на входе встретит швейцар, есть многокомнатные номера, кондиционеры, повышенная звукоизоляция. Самый высокий по уровню отель - “пять звезд” - находится в центре города. Это целая инфраструктура: автомобильная парковка, бизнес-центр, магазины, рестораны, ночные клубы, тренажерные залы, высококлассные номера большой площади.
В Казахстане уже давно гостиницам присваивают “звезды”. Однако, как неоднократно отмечали в Казахстанской туристской ассоциации, количество “пятиконечных” не всегда соответствует реальности. В связи с этим власти решили изменить правила классификации. Они объединили два мировых опыта - “звездный” и балльный. Первый в основном учитывает количество - число номеров в гостинице, их размер и т.д. Второй ориентирован на качество: какой марки телевизор, насколько хорошо охлаждает кондиционер. Разрабатывая требования к сертификации, чиновники отталкивались от опыта России, Турции и Израиля.
Применить новые правила классификации власти намерены сначала в Астане. Недавно в Министерстве туризма и спорта собрали руководителей столичных гостиниц и объяснили им введенные новшества. Теперь будут учитываться все номера в гостинице. Внимание уделят и холлу. Впервые уточнена квадратура номеров. После обследования отелей результаты будут оценены в баллах. Так, если гостиница наберет 120 баллов, то ей присваивают статус “пятизвездочной”, если 20, то “однозвездочной”.
Как отмечают в Минтуризма, “сертификация гостиниц - дело добровольное”. Однако при этом замечают, что в туристический каталог Казахстана в список рекомендуемых гостиниц для турфирм и клиентов будут вносить только те отели, которые прошли данную процедуру. Руководители гостиниц намек поняли, и у них сразу возник вопрос: каким образом будет проходить классификация? Присваивать “звезды”, как оказалось, будет не Министерство туризма и спорта, а Национальный центр экспертизы и сертификации. При этом директоров отелей заверили, что в материальном плане это им ничего не будет стоить: достаточно подать заявку. Также держателям “постоялых дворов” посоветовали создать Ассоциацию гостиниц Астаны, которая будет представлять их законодательные интересы.
Иностранцы же, которые занимаются в столице гостиничным бизнесом, советуют своим казахстанским коллегам начать улучшать сервис с улыбки. Почаще улыбаться клиентам и быть доброжелательными.
Астана |