Алла Иванилова В Казахстане планируют привести в соответствие международным стандартам 200 профессионально-технических учебных заведений по 100 специальностям
Основной двигатель прогресса - это рабочие специальности. Именно “серые воротнички” главная “деталь” в экономике страны. В условиях четвертой промышленной революции требуются принципиально новые подходы к вопросам подготовки кадров. Масштабная работа по модернизации профессионально-технического образования с учетом кадровых потребностей началась в Казахстане после 2010 года. Для этой цели создали НАО “Холдинг Ксiпћор”, который занялся развитием сети колледжей в партнерстве с бизнес-сообществом и ведущими мировыми учебными заведениями. В Казахстане действуют 115 вузов и 821 колледж, где обучаются около одного миллиона студентов. Рост числа учебных заведений привел к существенным диспропорциям в количестве и качестве подготавливаемых специалистов. Физический и моральный износ материально-технической базы организаций образования, низкий уровень профессионализма преподавателей и неактуальные образовательные программы, как правило, в совокупности приводят к снижению качества подготавливаемых специалистов. 60 процентов государственных колледжей используют оборудование 1960-80 годов, что затрудняет переход на международный стандарт, в том числе и World Skills International системы ТиПО. Оснащенность вузов современным оборудованием составляет лишь 40 процентов.
В рамках проекта “Жас маман” по принципу “100/200” будут осуществлять подготовку специалистов по 100 наиболее востребованным специальностям на базе 200 модернизированных учебных заведений. Министерство труда и социальной защиты населения на основе приоритетов государственных программ и прогноза кадровой потребности до 2025 года разработало перечень 100 востребованных сервисных и индустриальных профессий. В него вошли 35 востребованных профессий, где требуется высшее образование, и 65, где требуется техническое и профессиональное образование, куда включили также 10 новых профессий, в том числе IT-специалисты, инженеры по 3D-моделированию и дополненной реальности, по системам межмашинного обучения, по возобновляемым источникам энергии, по аддитивным технологиям производства, архитекторы и проектировщики инфраструктуры “умного” градостроительства, беспилотных авиационных систем и графические и мультимедийные дизайнеры, которые востребованы в период автоматизации производства. Модернизацию действующих учебных заведений будут осуществлять в 20 передовых вузах. Во всех регионах будут высшие учебные заведения по одной-двум специальностям с зарубежными партнерами, иностранными преподавателями, новыми образовательными программами, современными кадрами и оборудованием. При каждом учебном заведении создадут стартап-центр для поддержки инновационных проектов. Аналогичную работу проведут и в 180 передовых колледжах. В каждом регионе создадут не менее пяти современных колледжей. Перечень действующих учебных заведений, подлежащих модернизации, определяют местные исполнительные органы совместно с НАО “Холдинг Ксiпћор”. Что касается оборудования, его приобретут посредством лизингового механизма. Возвратность лизинговых платежей для колледжей будет обеспечиваться за счет нового амортизационного компонента в структуре подушевого норматива финансирования колледжей (государственный образовательный заказ), а для вузов в рамках средств, предусмотренных в грантах на подготовку специалистов с высшим и послевузовским образованием. В рамках проекта в зависимости от профиля подготовки кадров учебных заведений определят зарубежных партнеров. Централизованный подход позволит сэкономить денежные средства и снизить риски привлечения низкоквалифицированных специалистов. Совместно с зарубежными партнерами обновят образовательные программы, в том числе с учетом стандартов WorldSkills International. Параллельно с этим будут осуществлять обучение педагогических работников, в том числе английскому языку. В перспективе модернизированные колледжи станут отраслевыми центрами компетенции, а в вузах создадут предпосылки для развития научно-исследовательского потенциала. В целях более эффективной реализации проекта примут меры по изменению организационно-правовой формы колледжей.
Нур-Султан |