Кнопка для Гааги Спустя почти пять лет после крушения малайзийского лайнера в небе над Донбассом, в результате которого погибли 298 человек, Международная следственная группа (МСГ) представила новые выводы о катастрофе. На пресс-конференции в нидерландском Ньивегейне в среду МСГ назвала имена четверых подозреваемых - троих россиян и украинца. Как сообщает Bloomberg, уже выдали международный ордер на их арест, пишет “Независимая газета”
“Сегодня мы достигли той стадии, когда можем подвергнуть уголовному преследованию четырех человек, которых считаем подозреваемыми и виновными”, - сказал глава МСГ Фред Вестербейке, назвав всех подозреваемых поименно. Это Игорь Гиркин (Стрелков), Сергей Дубинский, Олег Пулатов и Леонид Харченко. “Подозреваемые Гиркин, Дубинский и Пулатов имеют российское гражданство и, по нашей информации, сейчас находятся в России. Подозреваемый Харченко имеет украинское гражданство, и мы полагаем, что он находится на востоке Украины - на территории, неподконтрольной центральным властям, - пояснили на пресс-конференции. - Мы считаем их ответственными за крушение MH17. Что они хотели и сделали, установит суд”.
По мнению МСГ, состоящей из детективов и прокуроров из Нидерландов, Малайзии, Австрии, Бельгии и Украины, даже если четверо подозреваемых “не нажимали сами на кнопку”, они ответственны за то, что ЗРК “Бук”, которым был сбит рейс МН17, поступил на территорию Восточной Украины из России с целью использовать его в военных действиях. Вместе с тем следователи не исключили, что пассажирский лайнер могли сбить по ошибке. “Существует возможность того, что подозреваемые хотели сбить военный самолет вместо пассажирского. Но даже если в этом и состоял их изначальный план, мы призовем их к ответственности за сбитый МН17”, - сообщил представитель МСГ. По данным Reuters, cудебный процесс в отношении четверых подозреваемых начнется 9 марта 2020 года в Гаагском суде даже в случае их отсутствия. При этом следствие не будет обращаться к России с требованием об их экстрадиции, поскольку российские законы не предусматривают выдачу граждан иностранным государствам. Однако следователи попросят Россию допросить подозреваемых в отношении выдвинутых обвинений. “Мы вновь направляем запрос России о взаимной правовой помощи. У нас до сих пор есть вопросы, на которые мы не получили ответы”, - отметил представитель МСГ. Дело в том, что следователи уверены, что Россия владеет информацией об обстоятельствах катастрофы Boeing 17 июля 2014 года, но не хочет идти на сотрудничество со следствием. Европейский суд по правам человека 4 апреля передал российским властям жалобы 380 родных погибших пассажиров. Истцы считают Россию “прямо или косвенно ответственной” за крушение. Одна из них, Силене Фредерикс-Хогсанд, чей сын стал жертвой крушения, заявила, что следователям давно нужно было назначить дату суда. “Мы ждали пять лет, - сказала она агентству AP. - Когда-то это должно было случиться”. Москва отвергает обвинения в причастности к крушению авиалайнера. В Минобороны РФ заверяют, что российские ЗРК “Бук” никогда не пересекали границу Украины, а ракета, которой сбили малайзийский Boeing, принадлежала войсковой части в Украине. В МИД РФ в среду заявили о голословности обвинений со стороны МСГ в причастности российских военнослужащих к катастрофе малайзийского Boeing и пообещали оказывать содействие следствию с тем, чтобы была установлена истина о его гибели. В российском внешнеполитическом ведомстве подчеркнули, что, как и в случае с предыдущими пресс-конференциями, в этот раз также не продемонстрировали ни одного конкретного доказательства в подкрепление неправомерных заявлений. Более того, представители МСГ обвинили Москву в отказе от полноценного сотрудничества. “Решительно отвергаем подобные обвинения, - говорится в заявлении МИДа. - С первого дня трагедии Российская Федерация была в высшей степени заинтересована в установлении истины и готова оказывать всемерное содействие расследованию. Россия активно взаимодействовала с Нидерландами и предоставляла всю имеющуюся информацию по катастрофе МН17. В рамках этой работы российские профильные ведомства проделали колоссальный объем беспрецедентных работ: от рассекречивания данных о российской военной технике и проведения сложного эксперимента концерном “Алмаз-Антей” до передачи первичных радиолокационных данных и документации, доказывающей украинскую принадлежность ракеты, сбившей малайзийский Boeing. |