|
Азамат Горожанин Правительство Франции представило на этой неделе несколько идей, предложенных на объявленный ранее конкурс проектов по восстановлению собора Нотр-Дам де Пари. Одна из самых известных в мире христианских святынь горела 15 апреля. Пожар начался в той части, где вели реставрационные работы, бушевал девять часов и почти полностью уничтожил крышу. Шпиль собора рухнул. Зрелище, которое наблюдал практически весь подключенный к телевидению и интернету мир, в первые часы оставило чудовищное впечатление
Опасались, что воспетый в мировой культуре собор утрачен. Но, как оказалось, наиболее серьезно пострадала лишь видимая часть здания. Признанные святыни, находившиеся в соборе, к счастью, уцелели. В соборе, в частности, много веков хранилась одна из главных христианских реликвий, связанных с земной жизнью Иисуса, - Терновый венец Спасителя. Здесь же размещались частица Креста Господня и прославленный православный образ Владимирской Божией Матери, который в 2007 году принес в дар собору Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время своего визита во Францию. Так вот, обстоятельства ли, божий ли промысел сохранил для людей все эти святыни. А вот в том, что привычный внешний вид собора останется прежним, сегодня есть большие сомнения. Многие архитектурные бюро с мировыми именами получили возможность словить на трагедии свой профит, продемонстрировав в том числе не самые уместные фантазии. Памятуя о том, как в сегодняшней Европе охотно откликаются на перверсивное искусство, понятны опасения традиционалистов за сохранение не только внешнего вида собора, но и его главного предназначения. Ведь уже прозвучали предложения сделать собор частью музея его же реконструкции, водить там хороводы туристов, чтобы показать им изнанку не только реставрации, но и прежде недоступные обзору части сооружения. Рассмотрим некоторые любопытные проекты, которые, как знать, действительно могут быть воплощены в жизнь. Бельгийский архитектор Венсан Кальбо предложил переформатировать памятник XII века в духе времени, применив экологически дружелюбные и энергосберегающие технологии: заменить кровлю собора особым хрустальным стеклом, которое будет не только поглощать солнечную энергию, но и преобразовывать ее в электричество и тепло. Этого должно хватить, чтобы в будущем не тратить денег на функционирование и самого Нотр-Дам, и близлежащих домов! Венсан также нашел и другое весьма оригинальное решение: превратить крышу собора в теплицу, посадить там фруктовые деревья, овощи и зелень. Площади этой теплицы будет достаточно, чтобы собирать 21 тонну свежих овощей и фруктов в год. Еще один грандиозный проект, направленный на совмещение духовности и экологии, предложила компания MIYSIS. Все та же прозрачная крыша над нефом в форме креста, под которой разбит сквер для прогулок. Архитекторы Studiotjoa из Нью-Йорка предложили парижанам концепт: “феникс, восстающий из пепла”. Их идея - восстановить прежний шпиль и обшить его медными панелями, а крышу сделать из нержавеющей стали. Вместе с тем сотни французских и иностранных экспертов предостерегли президента Франции Эмманюэля Макрона от спешки при восстановлении собора Нотр-Дам. Соответствующее письмо, под которым подписались 1170 специалистов в сфере архитектуры, искусства, религий, опубликовано на сайте влиятельной французской газеты “Фигаро”. Как отмечает сама газета, намерение французского президента провести реставрацию за пять лет “вызвали сильнейшую обеспокоенность у людей из самых разных стран, профессионально занимающихся восстановлением объектов культуры”. Эксперты призывают проявлять осторожность и со всей необходимой ответственностью подойти к выполнению предстоящей задачи, подчеркивает “Фигаро”. В своем воззвании они указывают на то, что “стремление громко заявить об эффективности действий не должно заслонять тот факт, что эта задача требует, в первую очередь, сложного осмысления”. “Давайте не будем спешить и определим наилучший путь для ведения работ и только после этого установим сроки, в которые можно будет провести безукоризненную реставрацию собора”, - подчеркивают специалисты. Они опасаются, что собор может утратить свои главные признаки старейшего шедевра и признанной святыни. В контексте этого непростого для французской власти испытания мы решили вспомнить о других известных святынях, которые также испытали весьма непростые перипетии в своей судьбе. Речь о Копье Лонгина и Священном Граале - двух вещественных артефактах, которые связаны с евангельской историей Иисуса Христа.
Копье Судьбы Его также называют Копьем Всевластия, Святым Копьем, Копьем святого Маврикия, Копьем Лонгина. По легенде копье ковали из куска метеорита по приказу третьего первосвященника Иудеи Финееса. В разное время копьем владели первый царь Иудеи Иисус Навин, цари Соломон, Саул и Ирод Великий, римские цезари Диоклетиан и Константин, Пипин Геристальский, Карл Великий, Наполеон и, наконец, Гитлер. Предание же гласит: кто владеет копьем - тот владеет судьбой мира. Согласно Евангелию от Иоанна именно это копье сотник Лонгин из стражи на Голгофе вонзил меж ребер в тело распятого Сына Божия. Это ранение назвали “ударом милосердия”, после которого Спаситель испустил дух. Капли же Его крови упали на лицо Лонгина, после чего страдавший катарактой стражник вдруг обнаружил, что недуг оставил его. Согласно Евангелию от Марка Лонгин воскликнул: “Истинно Человек Сий был Сын Божий!”, после чего оставил службу и проповедовал христианство. Позже его убили в Кесарии. Мученическая смерть привела его в сонм христианских святых. Память Лонгина - 29 октября. Легионер отказался свидетельствовать, что тело Христа забрали ученики. Он также разрешил старейшине Иудеи Иосифу Аримафейскому набрать в чашу крови Христа. Название чаши - Святой Грааль. В христианском мире на звание подлинного претендуют четыре Копья. Одно хранится в дворцовом комплексе Хофбург в Вене. Именно его в 1909 году ранее проваливший экзамены в Венскую академию изящных искусств молодой Адольф Гитлер часами рассматривал, находясь в трансе. И якобы именно тогда будущий фюрер вдохновился идеей мирового господства. Спустя почти тридцать лет, в 1938 году, он прибыл в Хофбургский замок в сопровождении Гиммлера, а затем приказал доставить копье в Нюрнберг вместе с другими австрийскими сокровищами и разместить их в соборе Святой Екатерины. Статус реликвии Копье Лонгина из Вены приобрело после того, как император Оттон Великий в Х веке именно в день памяти святого Лонгина разгромил полчища венгров-язычников. Некоторое время назад английский историк Роберт Фрезер после лабораторной экспертизы копья датировал его изготовление VII веком нашей эры. Второй артефакт - собственность Ватикана и находится в соборе святого Петра в Риме. Его отождествляют с копьем, хранившимся в Константинополе, а прежде в Иерусалиме, по крайней мере, с VI века. В Константинополе оно оставалось до 1492 года, когда было подарено султаном папе Иннокентию VIII и увезено в Рим. Более подробной информации о нем нет. Третья реликвия - Краковское копье - оказалось копией Венского, что доказали эксперты.
А вот четвертое Копье Судьбы видят немногие. Его с XIII века берегут от посторонних армянские монахи, содержат в золотой сокровищнице Эчмиадзинского монастыря в городе Вагаршапате. До этого копье находилось в Гегардаванке, что в переводе с армянского звучит как “Монастырь копья”. Туда его, как считается, принес апостол Фаддей. И с тех пор, в течение двух тысячелетий, монахи скрывают от человеческих глаз священную реликвию. Кроме исторических исследований, подтверждающих, что копьями именно такой формы пользовались римские легионеры-центурионы, еще одним доказательством того, что рана Иисусу Христу нанесена этим (или подобным) копьем, является Туринская плащаница. Эксперты установили, что завернутый в ткань человек получил рану от копья размером 4,5 сантиметра. Копье пронзило легкое и повредило сердце. Размеры нанесенной раны полностью соответствуют размерам копья, хранящегося в Эчмиадзине. Известно, что Армения стала первой в мире страной, где христианство признали официальной государственной религией еще в IV веке - в 301 или 314 году. Споры о том, какое из, по крайней мере, трех копий подлинное, не закончены до сих пор. Но к истории Венского копья, также считавшегося подлинным и хранившегося в соборе Святой Екатерины в Нюрнберге, добавились следующие обстоятельства. Явно проигрывая войну, Гитлер намеревался переправить копье в Аргентину на подводной лодке. Но не успел. Войска союзников были на подходе. И увлекающийся историей и мифологией американский генерал Джордж Патон взялся отыскать Копье Лонгина в Нюрнберге. Ранее, в течение нескольких лет, Патон занимался поисками Святого Грааля. К американцам спрятанный Гитлером артефакт попал 30 апреля 1945 года. Утверждают, что через полтора часа Гитлер покончил с собой. Генерал же передал Копье Лонгина президенту США Трумэну вместе с другими трофеями. Утверждают, что, обладая копьем, Трумэн отдавал приказ о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки. Но спустя несколько месяцев, 4 января 1946 года, согласно приказу Дуайта Эйзенхауэра генерал Кларк в торжественной обстановке вернул артефакты и копье бургомистру освобожденной Вены. Но существует мнение, что американцы могли передать австрийцам копию, а оригинал оставили у себя. Так же окутан тайнами и приключениями и другой артефакт.
Чаша Святого Грааля Согласно Евангелию Грааль - это сосуд, которым пользовался Иисус Христос на Тайной вечере. Из этого сосуда он пил вино и угощал им своих учеников. А когда Христоса распяли на кресте, и грудь его пронзили копьем, праведник Иосиф Арифамейский собрал в эту чашу его кровь. “Грааль обжигал руки Иосифа. Температура его достигала накала солнечного ядра, но чудодейственно не испепеляла, а очищала и духовно воспламеняла. Божественная кровь, находившаяся в чаше, не свертывалась и не остывала. Чаша была объята сферой живого богоприсутствия и непрестанного чудотворения. Ученики Христовы, допущенные к созерцанию величайшей святыни, испытывали экстаз и восхищались в горние миры” (современное изложение по книге блаженного Иоанна “Грааль - высокая гора Господня”). Суждений о том, из чего изготовлен Грааль - множество. Одно из преданий относит нас к истории падшего ангела, ставшего диаволом и восставшего против Бога. Господь низверг падшего с небес вместе с легионами восставших духов. Архангел же Михаил во главе ангельского войска вступил в битву с диаволом. Своим огненным мечом Архангел выбил сверкающий камень - агат (по другой версии - изумруд) из короны Люцифера (сатаны, дьявола). Этот камень долгое время носился в пространстве, пока не упал через все небесные кольца в мрак неизмеримой бездны. Но когда родился Иисус Христос, агат упал на землю. Волей промысла Божия из камня сделали сосуд, получивший название Грааль. Существует и другая интерпретация легенды: Бог низверг Люцифера с неба и вместе с тем изъял камень из его короны и передал Адаму. Но он был утрачен Адамом после грехопадения и впоследствии возвращен Христу. Представляли Грааль и в виде золотой чаши, инкрустированной драгоценными камнями. Но наиболее правдоподобная версия гласит, что Грааль был скромной чашей, которую приобрел Петр на рынке по поручению Христа для Тайной вечери. По этой версии, чашу вырезали из оливкового дерева, она имела форму бокала высотой 12 и диаметром шесть сантиметров. По некоторым данным, Иосиф Аримафейский переправил чашу в аббатство Гластонбери, которое было первым центром христианства в Британии. Грааль стал священной реликвией для первых христиан. Есть две версии относительно его дальнейшей судьбы. По одной из них - его утеряли, по другой - тщательно спрятали. В течение нескольких веков Грааль был объектом поисков. Святой Грааль окутан легендами, он упоминается в сказаниях и преданиях, связанных с легендарным Мерлином, королем Артуром и рыцарями Круглого стола. Рыцари без страха и упрека каким-то образом разыскали его и присягнули служить ему, отказались от всех земных благ и совершили целую череду подвигов. Так появилось рыцарское братство Святого Грааля. Согласно легендам, Грааль был волшебной чашей, испив из которой, можно приобрести вечную молодость и неземную мудрость. Чем и объяснялось долголетие короля Артура и рыцарей Круглого стола. Поиски Грааля ведут с IX века, но они так и не увенчались успехом. В одном из пророчеств говорится, что Грааль явится людям и сам изберет своего хранителя. Существует множество версий, согласно которым сокровища тамплиеров, а также Святой Грааль хранятся где-то в Испании, Эфиопии, Шотландии или Канаде. Но до сих пор никому не удалось разгадать эту загадку. Турецкий археолог Джозеф Насех утверждает: “Чаша, из которой Иисус пил вино на Тайной вечере, хранится в Турции и находится в базилике, обнаруженной в Антакье три года назад. Антакья - второй священный город после Иерусалима. Сюда после смерти Иисуса последовали пророки, отсюда же в Эфес отправилась Дева Мария. Святой кубок они непременно взяли бы с собой”. В Антакье (ныне Хатай) расположен один из первых в мире христианских храмов - церковь Святого Петра. Там же было написано Евангелие от Матфея. По преданию, именно здесь первые уверовавшие в Христа стали называть себя христианами. Служители христианских церквей также всегда стремились найти это сокровище, поскольку уверены, что Священная чаша хранит след живой крови Спасителя.
|