ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ КАЗАХСТАНА Горячие новости / Исследования

Байконур имеет все шансы стать международным космопортом. Еще с получением независимости руководство Казахстана осознало, что построенный могучим Советским Союзом комплекс можно поставить на службу государству только рассчитывая на кооперацию с зарубежными странами, прежде всего с Россией. Сегодня ситуация меняется, однако опора на международное сотрудничество и по сей день визитка казахстанской космонавтики. Все серьезные космические проекты в нашей стране реализовали на этой основе

Первые попытки
“Разговоры о создании международной компании на Байконуре похожи на детские рассказы из журнала “Мурзилка”, - так неласково отозвался о планах новоиспеченного казахского ведомства руководитель российской ракетно-космической корпорации “Энергия” Юрий Семенов. Тогда, в начале 90-х, было абсолютно непонятно не только с чего начинать, а хотя бы как вообще зайти на космодром и закрытый тогда город Ленинск. Все, что запускалось, изготавливали на предприятиях России и Украины. Преимущественно из этих же республик приходило пополнение в военные части, обслуживающие технические и стартовые комплексы. Однако коллапс экономики, разрыв связей поставил во главу угла вопрос об обеспечении деятельности Байконура, поскольку космодром продолжал пуски по военным и пилотируемым программам. Руководство Казахстана и России приняло экстренное политическое решение о признании космодрома собственностью республики и начале совместной эксплуатации на условиях совместного финансирования в пропорции 15 на 85 процентов. Разумеется, мы вносили меньшую долю. Схема оказалась нежизнеспособной с самого начала. Единого бюджета создано не было, министерства финансов обеих стран просто не имели возможности что-то выделить ненужной, по мнению многих, космонавтике. Но определенный зондаж перспектив космодрома и дислоцированной на нем системы “Энергия-Буран” проводили заинтересованные структуры.
Летом 1992 года Казахстан посетила делегация известной американской компании Aerojet. Были встречи и в правительстве, и со специалистами. В тот период были очень популярны идеи коммерческого использования систем и разработок космической и оборонной отраслей. Президент Назарбаев, встречаясь с американскими сенаторами Нанном и Лугаром, озвучил предложение использовать межконтинентальные баллистические ракеты SS-18, размещенные на базах Державинск и Жангиз-Тюбе, для запуска спутников. Это не было импровизацией. Проект был самым серьезнейшим образом подготовлен, его инициаторами выступили создатели ракетного комплекса и специалисты-испытатели Байконура. Создали государственную акционерную компанию “Коском”. Это была первая попытка казахстанской космонавтики выйти на мировой рынок. Однако воля великих держав, стремящихся к быстрейшему выводу носителей ядерного оружия с территории нашей страны, консерватизм и прямая оппозиция идее со стороны командования военно-космических сил РФ в итоге не дали нам возможности реализовать этот проект самим. Тем не менее через несколько лет все задуманное было осуществлено. Но уже российской компанией, созданной отставными военными.

 

 

Что же следует из этой истории? То, что при осуществлении таких начинаний нельзя ограничиваться лишь одним партнером. Интересантом проекта должны быть, как минимум, несколько зарубежных участников. Это позволит Казахстану сохранить свободу маневра. И еще один вывод. Привлекая иностранных специалистов, мы смогли тогда, а значит, сможем и сейчас, создавать сложные высокотехнологичные системы в кратчайшие сроки, выиграв время на подготовку своего персонала. Одним словом - зеленый свет международному сотрудничеству, но на основе полученного опыта.

От химеры
до аферы
В 1999 году нашему космическому ведомству поступило предложение от британской компании SSTL приобрести малый спутник их разработки. Также предложили помощь в создании наземного комплекса и в качестве особого бонуса - обучение группы специалистов и передачу ряда технологий в наше распоряжение. Фирма имела успешный опыт сотрудничества по такой схеме с Таиландом, Южной Кореей, Алжиром. Даже по сегодняшним меркам вполне интересное “пакетное” предложение. Но вспомним 1999 год. Цена на нефть не превышала 15 долларов за баррель, паутина неплатежей. В общем, все это оказалось нам не по карману. Хотя итоговый ценник этого предложения был менее 100 тысяч долларов. Значительно менее. К тому времени Байконур уже находился в аренде Российской Федерации, и именно эту страну мы рассматривали как ключевого партнера в создании своей отрасли. Первые опыты в этой сфере носили достаточно незамысловатый характер. Так, второй полет казахстанского космонавта Талгата Мусабаева оплачивали бартером - 16 двигателями РД-170 и другой оснасткой, бывшими в собственности Казахстана. История не знает сослагательного наклонения, но если бы наша сторона попросту заплатила за полет или вовсе отказалась от него, сегодня отечественные конструкторы имели бы в своем распоряжении летные экземпляры ракетных двигателей.

 

 

Большое разочарование казахстанских специалистов постигло при попытке реализовать совместно с Московским институтом теплотехники проект “Ишим”. Он представлял собой специальную модификацию истребителя МиГ-31, оснащенного легким четырехступенчатым носителем на твердом топливе. Два экземпляра этой версии МиГ-31 находились на хранении на авиабазе под Сары-Шаганом. Это был вклад Казахстана. Российская сторона занималась разработкой носителя, но тоже за наши деньги. Проект был закрыт, когда выяснилось, что, несмотря на понесенные затраты, мы не имеем права на подобные разработки в связи с международными ограничениями по ракетно-космической технике. Потерь нам никто не компенсировал.
В 2004 году руководство Казахстана и России приняло ряд стратегических решений по перспективам развития космодрома Байконур, создания на нем нового носителя на нетоксичных компонентах топлива. Началась реализация программы создания серии спутников связи “КазСат”. Аренду космодрома продлили до 2050 года. Для создания нового носителя образовали совместное российско-казахстанское предприятие “Байтерек”. Казахстанская сторона выделила ему бюджетный кредит в 223 миллиона долларов. История создания нового носителя для Байконура (а этому проекту в декабре текущего года исполняется 15 лет!) выходит за рамки статьи. За внушительный срок сделали различные проработки, прикидки, истратили серьезные суммы, в качестве базовой ракеты вначале побывала российская тяжелая “Ангара”, затем украинский “Зенит”, после легкая версия “Ангары”, далее - “Сункар”, “Союз-5”, “Иртыш” (разные названия одной и той же разработки). Теперь говорят о “Союзе-5 Light”. Возможно, и это не конец. Промежуточный итог на сегодня - носитель не создали, когда будет его реальный полет и будет ли он вообще, неизвестно.

 


Учимся создавать
Программа “КазСат” - это пока единственный масштабный проект, успешно реализованный в сотрудничестве с российской стороной. Первый и второй “КазСат” были разработаны и построены Центром имени Хруничева, уважаемой фирмой, имеющей солидный опыт создания носителей, разгонных блоков, модулей обитаемых станций. Но, к сожалению, спутниками связи он ранее не занимался. В качестве базовой использовали экспериментальную платформу “Яхта”. Нам, по сути, досталась роль испытательного полигона. Первый “КазСат” запустили в июне 2006 года, а в августе 2009 года после серии неполадок его перевели на орбиту захоронения. К чести специалистов Хруничева надо отметить, что они все-таки научили “Яхту” устойчивой работе. “КазСат-2”, запущенный в июле 2011 года с космодрома Байконур, работает до сих пор. Были сбои, но есть надежда, что аппарат доработает до завершения своего срока активного существования, который составляет 12 лет. Следующий спутник “КазСат-3” изготовили “Информационные спутниковые системы” имени Решетнева, замечательная сибирская компания, специализирующаяся на коммуникационных спутниках различного класса. Его запуск состоялся в апреле 2014 года. Одновременно с запуском спутников развернули наземную инфраструктуру, центры управления в Акколе (главный) и под Алматы (резервный).
Что можно сказать о программе “КазСат”? Космическая система связи “КазСат” функционирует в штатном режиме и обеспечивает потребность 15 операторов связи и телевещания по всей территории Казахстана. За время эксплуатации с 2011 года по май 2018 года обеспечили импортозамещение услуг спутниковой связи на сумму более 38 миллиардов тенге. Получили доход на сумму около 20 миллиардов тенге. Создали реальный, высокотехнологичный, окупаемый продукт.
Несколько слов о других успешных проектах.
В сотрудничестве с европейской компанией Airbus Defence & Space Казкосмос создал национальную систему дистанционного зондирования Земли, состоящую из двух спутников высокого и среднего разрешения и наземного комплекса. По своим возможностям система не имеет себе равных на всем постсоветском пространстве, включая Россию. Открываются значительные возможности по коммерциализации этого направления. И трудно оценить уникальность и незаменимость данных от космического мониторинга в прогнозе ЧС, для дел обороны и безопасности.
Airbus Defence & Space наш партнер и в другом проекте - создании сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов в Астане. По сути, это завод по производству и испытаниям космической техники. С его вводом в строй в 2020 году Казахстан получит возможность самостоятельно разрабатывать и строить спутники.

 


Тонкости
сотрудничества
Опыт показал, что наиболее эффективной формой выбора будущих партнеров является проведение прозрачного международного конкурса с возможно большим числом участников. Не менее важным фактором является формулирование четкой и достижимой цели. Если более 10 лет назад осознали, что Казахстану надо учиться использовать функционирующие носители на космодроме, то мы не были бы втянуты в бесконечные научно-исследовательские и опытные работы, итоги которых нам все равно недоступны. Мы с трудом избежали строительства за наш счет сверхдорогого стартового комплекса, и это при том, что не загружены уже имеющиеся. Простой вариант с покупкой и пусками существующих “Союзов” и “Зенитов” дал бы нам решение вопроса о своих носителях.
Сейчас перед Казахстаном стоит серьезнейшая задача сохранения Байконура в условиях сокращения пусковой программы России и вероятного ее ухода на свои космодромы. Единственно возможным решением будет поиск международных партнеров, создание консорциума, где будут учтены интересы всех участников.
Только тогда это не будет похоже на детский журнал “Мурзилка”.

Нурлан Аселкан, главный редактор журнала “Космические исследования и технологии”

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение