|
Алла Иванилова Британская лаборатория судебно-взрывчатых веществ, которая находится в подчинении Министерства обороны Великобритании, обнаружила следы взрывчатки на обломках самолета Ту-154М, потерпевшего крушение под Смоленском в 2010 году с президентом Лехом Качиньским и польскими чиновниками на борту. Таким образом, эксперты подтвердили выводы комиссии Минобороны Польши о том, что причиной падения правительственного борта стала “серия взрывов”. Однако белых пятен в этой истории еще немало
Девять лет назад, 10 апреля 2010 года, при заходе на смоленский аэродром “Северный” потерпел крушение самолет Ту-154М, на борту которого находился президент Польши Лех Качиньский, его жена Мария и члены официальной делегации - известные польские политики, почти все высшее военное командование, общественные и религиозные деятели. Погибли 96 человек - 88 пассажиров и восемь членов экипажа. Они направлялись в Россию с частным визитом на траурные мероприятия по случаю 70-й годовщины Катынского расстрела. Авиакатастрофа под Смоленском стала крупнейшей по числу жертв из тех, в которых погибала политическая элита государства. Однако по сей день достоверной причины крушения самолета нет. Расследование Межгосударственного авиационного комитета (МАК) России установило, что все системы “борта №1” до столкновения с землей работали нормально - из-за тумана видимость на аэродроме была ниже допустимой для посадки, о чем экипаж известили. В итоге МАК назвал причинами катастрофы неправильные действия экипажа самолета и психологическое давление кого-то из представителей польского руководства на пилотов. Судя по аудиозаписям из кабины, от них требовали приземляться на аэродром Смоленска как можно быстрее. Случай такого давления уже имел место: 12 августа 2008 года во время войны в Южной Осетии Лех Качиньский требовал изменить первоначальный маршрут и посадить самолет в Тбилиси, но командир экипажа тогда отказался выполнить президентский приказ, не рискнув жизнями глав государств Польши, Литвы, Эстонии, Украины и премьер-министра Латвии, находившихся на борту, и приземлился в азербайджанском аэропорту Гянджа.
Комиссия государственной авиации по расследованию авиакатастроф МВД Польши также признала причиной катастрофы ошибку экипажа, выделив в качестве фактора происшествия недостаточное аэронавигационное обеспечение полета со стороны диспетчеров аэродрома Смоленск-Северный, и указала на недостатки в техническом обеспечении аэродрома. Но в 2018 году выводы этой комиссии аннулировали и инициировали повторное расследование. 25 апреля 2018 года подкомиссия по расследованию смоленской катастрофы опубликовала технический отчет повторного расследования причин катастрофы, в котором причиной падения президентского борта назван взрыв в его крыле до падения на землю. По мнению привлеченного Варшавой авиационного эксперта Фрэнка Тейлора, крыло самолета разрушилось до его удара о деревья. Более того, следы взрывчатки обнаружили на обломках лайнера и на теле одной из жертв. Причем в Минобороны Польши утверждали, что самолет мог разрушиться еще в воздухе.
Польша, проведя свое расследование, также пришла к выводу об ошибке пилотов, но возложила вину за случившееся на двух российских диспетчеров и неизвестного человека, который находился в башне контроля полетов. Против них собирались выдвинуть обвинения в предумышленном провоцировании трагедии. В Москве это не признали. В Следственном комитете Российской Федерации заявили, что проверяли версию о взрыве на борту самолета и не нашли подтверждений. В августе в России сообщили, что польские следователи смогут осмотреть обломки самолета, и в сентябре 2018 года они завершили осмотр. А уже 12 октября Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию с требованием к России вернуть Польше обломки самолета Ту-154М. Но Кремль отказался. В МИД РФ отметили, что обломки польского самолета являются доказательством в расследовании, которое проводит Следственный комитет, и поэтому элементы самолета будут “оставаться в России до завершения всех необходимых процедур”. И вот недавно польские СМИ заявили о том, что британские эксперты из лаборатории судебно-взрывчатых веществ, которая находится в подчинении Министерства обороны Великобритании, изучили несколько десятков из более чем 200 образцов разбившегося президентского самолета, предоставленных им прокуратурой Польши в мае 2017 года, и также нашли следы взрывчатых веществ, в том числе тротила. Исследования, которые могли бы подтвердить догадки польских политиков о наличии взрывчатки на борту самолета Качиньского, проводят также лаборатории в Италии и Северной Ирландии. Теорию об умышленном убийстве польского президента и целого ряда политиков и общественных деятелей до сих пор обсуждают в обществе. Поляки с самого начала обвиняли в этом жутком авиапроисшествии Россию. Все-таки Качиньский летел не куда-то, а именно в Катынь. И российско-польские взаимоотношения на тот момент были весьма далеки от добрососедских. Вспомнили и первое покушение на Леха Качиньского, которое произошло еще во время его визита в Грузию 23 ноября 2008 года, когда во время посещения лагеря для беженцев кортеж, где он ехал с Саакашвили, обстреляли силы, оккупировавшие Южную Осетию. Поэтому польская сторона имела все основания для того, чтобы сомневаться: а не российские ли ПВО приняли участие в крушении “борта №1”. И теперь версия подрыва почти доказана. Но, согласно последним соцопросам, большинство жителей Польши все же считают случившееся несчастным случаем. Иных взглядов придерживаются лишь около 20-25 процентов поляков.
|
Антони Мачеревич
|
Главным “обвинителем” России в крушении “борта №1” был министр обороны Польши Антони Мачеревич. Он называл катастрофу под Смоленском “террористическим актом”, направленным на то, чтобы лишить Польшу людей, которые вели страну к независимости. Причем глава Минобороны обнаружил взаимосвязь в том, что крушение президентского самолета в 2010 году произошло как раз после того, как Варшава открыто заговорила о расстреле польских офицеров в Катыни в 1940 году. В России все “нападки” польской стороны связывают с внутриполитической борьбой внутри страны и считают, что любые попытки политизировать трагедию являются неэтичными. Эту тему поднимают в Польше периодически по мере приближения различных выборов, и всплывают всевозможные подробности, порой самые невероятные - как, например, версия о том, что в гробу Качиньского вместо него самого покоятся останки двух других людей. Сам же президент РФ Владимир Путин называл чушью и блефом звучащие в Варшаве заявления о причастности России к крушению самолета Леха Качиньского. Он заявлял, что если на борту были взрывы, то следует учесть, откуда взлетал самолет, и предложил польской стороне искать “тогда у себя того, кто подложил взрывчатку”. “Если на борту были взрывы, а самолет-то откуда взлетел? Из Москвы или из Варшавы? Значит, там их и заложили”, - имея в виду бомбы в Польше, рассуждал Путин. И хотя после катастрофы прошло почти десять лет, она до сих пор продолжает влиять на российско-польские отношения, а ее причины превратились в предмет бесконечных спекуляций. А может, во всем виновато проклятое место - Катынский лес?
Нур-Султан |