|
Аксинья Титова Несколько веков борьбы, и женщины мира получили избирательные права, право на собственность и заработную плату. Феминизм по всему миру развивается с бешеной скоростью. Но на какой стадии развития находится казахстанский феминизм и как к нему относится правительство, рассказала активистка и основательница движения “КазФем” Вероника Фонова
|
- Максимально упрощенно, феминизм - это борьба женщин за свои права. Но важно понимать, что у них бывают разные проблемы. Все это зависит от регионов, страны. В моем случае это предвзятое отношение на работе в учебных учреждениях. Для кого-то это пристальное внимание на улице в духе: “Эй, девушка, маме зять не нужен?”. И если я знаю, как повести себя в той или иной ситуации, то для девушки из аула это будет более проблематично, - рассуждает Вероника, - ведь, чтобы получить образование, девушки из регионов вынуждены перебираться в большие города, где у них никого нет. И там они не защищены от навязчивого внимания. Нередко их крадут с целью взять в жены... В Южном Казахстане до сих пор есть такая традиция. Она нарушает все права человека на неприкосновенность и свободу. Бывают случаи, когда люди взаимно об этом договариваются, зная друг друга, но чаще случается так, что женщина впервые видит этого мужчину, и обратно домой ее не принимают. И она вынуждена оставаться в доме мужа. Поэтому у феминизма нет одного направления, для кого-то это право на достойную зарплату, для кого-то - не брить ноги, выглядеть свободно от стереотипов, а для кого-то феминизм - право на защиту. Каждая феминистка говорит с высоты своего опыта. Значит, это ее проблемы, и это имеет место быть. И важно понимать, что в Европе одни проблемы, в Казахстане - другие. Самая страшная статистика - по бытовому насилию. На сайте Министерства статистики за 2017 год зарегистрировано свыше 124 тысяч случаев. Притом подчеркнуто, что не во всех городах есть кризисные центры. Давать убежища, помогать и консультировать юридически, поддерживать психологически могут не везде. А по закону должны в каждом городе. Даже дома не всегда реально чувствуешь себя в безопасности. Что говорить о местах не столь отдаленных? В 2017 году огласке подвергся случай, когда в женской колонии изнасиловали женщину. Причастными были трое работников колонии, которые воспользовались своими должностными полномочиями. Потерпевшая Наталья Слекишина родила ребенка. Так как анализ ДНК указал только на одного человека, наказали одного из них. По словам Натальи, она не раз писала заявление о пытках, избиениях и насилии. Но, как это бывает, пока за дело не возьмется крупный адвокат, о нем умалчивают. На защиту Натальи встала юрист по правам человека Айман Умарова. Она раскрыла эту проблему и рассказала, что на самом деле творится в казахстанских женских тюрьмах. Интересен факт, что дома малютки, куда отправляются дети осужденных женщин, переполнены. Это при том, что у этих женщин нет свиданий: к ним не приходят мужья, их парни. Но дети откуда-то появляются. То, что сделала Айман Умарова вместе с Натальей, - огромный прорыв. Другой момент. Пару лет назад со стороны казахстанского движения “Не молчи”, которое помогает пострадавшим от сексуального насилия, поступила инициатива: отменить закон о примирении сторон в делах об изнасиловании. По их мнению, эта статья развязывает руки преступникам. Ведь на самом деле стороны не мирятся и забывают об инциденте. Как правило, насильник приходит к родственникам, угрожает жертве, предлагает денежную компенсацию, чтобы замять дело, дает взятки полиции, и вот оно, примирение. Все это происходит под угрозами и давлением. “КазФем” решили поддержать сестер по движению и вышли с большим флешмобом на Арбат. Он назывался “освобождение Фемиды”. Так, они отметили: с насилием нужно бороться сообща.
Это, кстати, не единственное выступление активисток. - Наша первая акция против бытового насилия называлась “За стеной”. Девушка на Арбате с гримом, в халате сидела на асфальте, и постепенно мы заставляли ее кирпичами из картона, на которых были написаны распространенные стереотипы, вроде “Бьет - значит любит”, “Храни очаг, семья - важнее”, “Ради детей”. В конце концов, девушка скрылась за этими кирпичами, и мы вышли с плакатами о том, что ежегодно в Казахстане умирают до 500 женщин от рук своих супругов. В этом году в честь дня 8 Марта активистки различных феминициатив планировали провести женский марш. Но он не состоялся. - В Конституции есть статья “о проведении и организации мирных демонстраций”, - делится фемактивистка. - Важно, чтобы мероприятие не мешало транспорту и пешеходам. Мы выбрали такое место, время и, оформив все юридически, отправились за разрешением к чиновникам. На прошение ответили отказом. Как признается основательница “КазФем”, целью заявления было не добиться самого проведения шествия, а показать, насколько трудно этого добиться. Вероника показала это в своем Инстаграме. Подписчики в реальном времени следили, как они подавали заявку, составляли заявление и какой ответ получили. В проведении марша отказали, но это мелочи по сравнению с тем, что пункт о побоях в семье вывели из Уголовного кодекса. Теперь избить жену стоит 26 тысяч тенге. - При огромной статистике бытового насилия этот пункт просто убрали из закона, - подчеркивает организатор, - поэтому говорить о больших достижениях казахстанских фемактивисток пока невозможно. Мы мелкими шагами движемся к переменам, но все это требует времени и ресурсов. Мы относимся к низовой гражданской инициативе, и нашей позицией всегда было принимать в свой круг не только женщин с познаниями в политике, экономике или правах человека. Нет, это может быть абсолютно любая женщина любого возраста. В нашу организацию входят мамы, женщины разного семейного положения, есть студентки, но все они объединены общими целями - расширить информационное поле, донести мысль, бороться с произволом... |