|
Лучший подарок - “Книге” В лос-анджелесском Dolby Theatre прошла 91-я церемония вручения наград Американской академии кинематографических искусств и наук - премий “Оскар”, пишет “Коммерсант”. Лучшим фильмом стала “Зеленая книга” Питера Фаррелли, номинированная в пяти категориях и победившая в трех из них. Еще две награды достались картине за лучший оригинальный сценарий и лучшую мужскую роль второго плана - в этой номинации получил свой второй “Оскар” Махершала Али
“Лучший фильм” - одна из немногих номинаций на нынешней довольно предсказуемой церемонии, в которой сохранялась какая-то интрига. Самыми вероятными претендентами в ней были сентиментальное роуд-муви Питера Фаррелли, действие которого разворачивается в Америке начала 1960-х, все еще разделенной расовой сегрегацией, и “Рома” Альфонсо Куарона - еще одна ностальгическая картина, поэтическое упражнение о жизни одной семьи в Мехико 1970-х. Победила все-таки “Зеленая книга”, и самую резкую реакцию это вызвало у третьего участника наградного забега, на которого никто, впрочем, всерьез не ставил, - режиссера фильма “Черный клановец” Спайка Ли. Он возмущенно вскочил со своего места и ринулся к выходу из зала. “Каждый раз, когда кто-то кого-то везет, я проигрываю”, - сказал Ли журналистам, намекая на победу на “оскаровской” церемонии 1990 года фильма “Шофер мисс Дэйзи”, когда его собственную картину “Делай, как надо” даже не выдвинули в номинации “Лучший фильм”. На этот раз Ли достался “утешительный приз” за лучший адаптированный сценарий, который он разделил с Чарли Вачтелом, Дэвидом Рабиновицем и Кевином Уиллмоттом. Это первый “Оскар” в карьере режиссера (если не считать почетного, полученного в 2016 году). Его речь оказалась одной из самых политически заряженных на сегодняшней церемонии, вполне в соответствии с яростным и непримиримым духом самого фильма. У Альфонсо Куарона оснований для обид не было. “Рома” стала лучшим фильмом на иностранном языке, обойдя в этой номинации “Холодную войну” Павла Павликовского, “Магазинных воришек” Хирокадзу Корээды, “Капернаум” Надин Лабаки и “Работу без авторства” Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка. Сам мексиканский постановщик, номинированный в четырех категориях (как режиссер, сценарист, оператор и продюсер), прибавил к двум своим “Оскарам”, полученным в 2014 году за “Гравитацию”, еще два: за режиссуру и операторскую работу. Думается, в этом случае академики совместили приятное с полезным - наградили одного из своих любимцев и показали “козу” президенту Трампу с его идеями постройки стены на границе Мексики и США. Не зря испанский язык звучал в этот вечер со сцены Dolby Theatre почти так же часто, как английский. По числу полученных статуэток с “Зеленой книгой” и “Ромой” сравнялась “Черная пантера” Райана Куглера, получившая “Оскары” за дизайн костюмов, работу художника-постановщика и музыку к фильму. И если в последней категории выиграл белый мужчина, швед Людвиг Йоранссон, то в двух других впервые в истории премии награды достались женщинам-афроамериканкам: Рут Е. Картер за костюмы и Ханне Бичлер за продакшн-дизайн (в паре с декоратором Джеем Хартом). Так что можно сказать, что в отдельно взятом случае одного фильма афрофутуризм победил не только на экране, но и в жизни. Однако лидером в количественном отношении стала музыкальная биографическая лента о группе Queen “Богемская рапсодия”. Из пяти своих номинаций сахариновый байопик, представивший весьма сглаженную трактовку истории группы и жизни Фредди Меркьюри, выиграл в четырех. Рами Малека, весь наградной сезон уверенно собиравшего премии за роль легендарного певца, на которого он совсем не похож, названли лучшим актером. Остальные “Оскары” “Рапсодии” достались профессионалам: за монтаж, сведение и монтаж звука. Условно-историческая драма Йоргоса Лантимоса “Фаворитка”, номинированная в десяти категориях, получила всего одну награду - и это была вторая (хронологически - первая) неожиданность вечера. Лучшей актрисой стала Оливия Колман, исполнившая роль английской королевы Анны Стюарт, хотя фронтраннером в этой номинации считалась Гленн Клоуз, показавшая настоящий актерский мастер-класс в фильме “Жена”, в остальных отношениях весьма среднем. И хотя Колман сыграла блестяще и получила свою награду более чем заслуженно, а ее речь была одной из самых искренних и трогательных, проигрыш 72-летней Клоуз, для которой это была седьмая и, возможно, последняя номинация, стал одним из моментов, омрачивших церемонию. В номинации “Лучшая женская роль второго плана” не было ни сюрпризов, ни особых поводов для радости. Награда в соответствии со всеми прогнозами досталась Реджине Кинг, сыгравшей в фильме “Если Бил-стрит могла бы заговорить” и обошедшей таких конкуренток, как Рейчел Вайс и Эмма Стоун, блиставших в “Фаворитке” наравне с Колман. В этом году церемония вручения “Оскаров” впервые за 30 лет проходила без ведущего, чему предшествовал многоступенчатый скандал. На почетную роль конферансье выбрали Кевина Харта, но потом в его Twitter обнаружились гомофобные шутки 10-летней давности. Неохотно покаявшись, комик снял свою кандидатуру, а найти ему замену академия так и не смогла. В результате номинантов представляли знаменитости разного калибра, а вставных развлекательных номеров (кроме исполнения номинированных песен) и вовсе не было. Церемония оказалась рекордно короткой - всего три с небольшим часа, и даже не пришлось никому вручать награды в рекламных паузах (была у организаторов такая светлая идея, вызвавшая еще один скандал). Насколько такой новый формат заинтересовал телезрителей, покажут рейтинги трансляции, которые в предыдущие несколько лет упрямо снижались. Но все-таки, несмотря на все скандалы, падение интереса, неурожайные на шедевры годы и церемониальную скуку, “Оскар” пока остается самой престижной кинематографической наградой, и даже новые короли индустрии - стриминговые сервисы вроде Netflix, выпустившего “Рому”, - стремятся ее заполучить. А значит, распускать академию пока рано.
|
“Лучший фильм” — “Зеленая книга”
|
“Зеленая книга” Питера Фаррелли - на удивление успешный заход на территорию “серьезного” кино комедиографа, известного по фильмам вроде “Тупой и еще тупее” и “Все без ума от Мэри”. В поисках работы итальянец из Бронкса, вышибала Тони (Вигго Мортенсен) попадает на собеседование к доктору Дональду Ширли (Махершала Али), который, к его удивлению, оказывается вовсе не врачом, а пианистом. Дон - полная противоположность Тони во всем. Это человек утонченный, образованный (у него целых три докторские степени: по психологии, музыке и богословию) и богатый - живет в квартире над Карнеги-холлом, забитой антиквариатом и экзотическими сувенирами, а посетителей принимает, сидя на троне. Но что еще более важно - он чернокожий, и этот не самый удобный в 1962 году факт не способны исправить ни классическое музыкальное образование, полученное в Ленинградской консерватории, ни выступления в Белом доме, ни дворецкий-индиец. Именно поэтому в гастролях по южным штатам, где в полном ходу так называемые законы Джима Кроу о расовой сегрегации, доку Ширли нужен человек, умеющий решать проблемы (а проблемы непременно будут), то есть кто-то вроде Тони. Конечно, Тони, что неудивительно для человека того времени и той социальной среды, к которой он принадлежит, и сам расист, но ради хорошего чека он готов сделать над собой усилие и поработать на “баклажана”. Их гидом в пути должна стать “Зеленая книга” - ежегодный справочник негра-автомобилиста, который издавался с 1936 по 1966 год и перечислял гостиницы, рестораны, заправки и прочие места, где принимали чернокожих путешественников. Чем дальше на юг, тем сильнее становится показанный в фильме контраст между залами, где выступает Дон Ширли, и обшарпанными мотелями, где он вынужден ночевать, между отношением к нему как к артисту и как к человеку - те же люди, которые только что восхищенно аплодировали виртуозу, выгоняют его из ресторана “только для белых” или запрещают пользоваться уборной в своем особняке. Фильм не выглядит заштампованным или вторичным, а наоборот, по-настоящему теплым и человечным. Такие нынче, кажется, и не снимают, и на фоне лобовых высказываний о расовых, классовых, гендерных и прочих актуальных проблемах “Зеленая книга” кажется залетным гостем из золотого века Голливуда. |