Алла Иванилова Вчера мажилис в первом чтении одобрил поправки в проект закона о государственной службе. Они призваны повысить ответственность первых руководителей за не чистых на руку подчиненных. Кроме того, начальников пересадят в кабинеты поскромнее
Начальник в ответе за своих сотрудников - такой подход, причем на законодательном уровне, хотят внедрить в республике. И такие прецеденты уже были. Как сообщила заместитель председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Айгуль Шаимова, в конце прошлого года освободили от занимаемой должности руководителя департамента юстиции Астаны, подчиненные которого ранее совершили коррупционные нарушения, и их признали виновными. Помимо этого законопроект предлагает рассмотреть необходимость исключения практики согласования с уполномоченными центральными госорганами кандидатур, успешно прошедших конкурсный отбор на должность руководителей соответствующих региональных госорганов. К слову, большинство предложенных законодательных инициатив в сфере госслужбы поддержала Администрация президента. В частности, предлагают прямой конкурсный отбор на должности корпуса “А” с упразднением института кадрового резерва, а также внедрение механизма упрощенного найма высококвалифицированных талантливых специалистов с опытом работы в известных мировых компаниях или имеющих степень PhD топ-университетов мира. Планируют сократить конкурс при отборе кадров с трех до двух этапов. Смысл таких изменений - исключение каких-либо возможностей внеконкурсного назначения. Международные эксперты подчеркивают, что в передовых странах (США, Сингапур, Япония, Германия) значительно меньше политических служащих, чем в Казахстане. К ним не должны относиться лица, чьи обязанности не сводятся к принятию ключевых политических решений. Иными словами, тех, кто реализует задачи, должно быть больше тех, кто их ставит. В этой связи снизят политизированность госслужбы и пересмотрят реестр государственных должностей. При этом профессиональные требования повысят. Так, планируют установить обязательное требование к наличию профильного образования к должностям председателей комитетов.
Указ главы государства, позволяющий первым руководителям определять штатную численность и структуру органа с направлением высвободившихся средств на повышение заработной платы, стал пусковым крючком для дальнейших преобразований. Активны в этом главы регионов, а руководители центральных госорганов за исключением министров юстиции, финансов и образования и науки не проявляют ни малейшей инициативы что-то менять. При этом в самом Агентстве по делам государственной службы и противодействию коррупции на треть оптимизировали численность центрального аппарата, на 20 процентов - территориальных департаментов, что позволило ввести дополнительные надбавки для сотрудников. В этом году оптимизацию продолжат, планируют довести показатель до 40 и 30 процентов соответственно. Национальное бюро по противодействию коррупции - самая малочисленная силовая структура, но, несмотря на это, и там провели оптимизацию, итогом которой стало упразднение 254 руководящих должностей, излишних структурных звеньев и усиление оперативно-следственных подразделений. Это позволило сэкономить более одного миллиарда тенге бюджетных средств. И сегодня зарплата сотрудников Национального бюро является самой высокой среди казахстанских правоохранительных органов, достигнув уровня Восточной Европы - в среднем 350-450 тысяч тенге. К слову, в ведомстве даже экономят на коммунальных расходах, чтобы каждый сэкономленный тенге шел в “копилку”, из которой осуществляют выплаты премий и надбавок. В столице проект “Астана - адалдықалақы” для первых руководителей государственных учреждений запускают акцию “Новый формат”, которая предполагает оптимизацию неэффективных бюджетных затрат. Учитывая, что кабинеты многих руководителей имеют большие площади, соизмеримые по количеству квадратных метров с однокомнатными квартирами, их передадут для более рационального использования. Начальников переселят в апартаменты поскромнее. Уменьшение площадей за счет снижения стоимости аренды помещения и его обслуживания является действенным способом экономии бюджетных средств. На первом этапе это коснется кабинетов администрации школ. Директора такую инициативу поддержали и уже передали свои кабинеты для классов дополнительного образования, а сами переехали на первые этажи, чтобы быть поближе к народу. Акцию продолжат в иных государственных учреждениях. На смену чинопочитанию, в условиях которого расцветают бюрократизм и протекционизм, приходят компетентные специалисты, которые дорожат репутацией. В Агентстве по делам госслужбы и противодействию коррупции намерены ввести понятие “безупречная репутация”. Госслужащий должен быть не только кристально чист, но и по-человечески относиться к людям. “Если театр начинается с вешалки, то взаимодействие гражданина с госорганом зачастую начинается с телефонного звонка. Нередко поднимающие трубку госслужащие даже не представляются. На интересующие вопросы отвечают односложно и с нескрываемым равнодушием. Чтобы изменить эту ситуацию, мы намерены разработать и внедрить стандарт коммуникативных компетенций государственного служащего. Проще говоря, это правила общения госслужащего с гражданами”, - отмечает глава ведомства Алик Шпекбаев. Начальников также научат мыслить по-новому. В этом году реализуют инновационную программу обучения “Руководитель новой формации” для политических госслужащих и ответственных секретарей министерств. Это, как считают инициаторы, позволит перестроить мышление управленцев.
Результаты аттестации 2017 года показали недостаточный уровень стратегического видения у служащих на местах. В то же время сотрудники госорганов, непосредственно задействованные в разработке программных документов, обладают значительным потенциалом. В этой связи предлагают провести “кампанию” направления опытных сотрудников Администрации президента, канцелярии премьер-министра и наиболее подготовленных сотрудников центральных госорганов для работы в регионы, чтобы они поделились опытом.
Астана |