|
Мадина Меирманова В Казахстане разворачивается масштабная борьба за иностранных инвесторов. Так, например, китайских предпринимателей планируют освободить от некоторых налогов в случае переноса их производственных мощностей в нашу страну
Несколько лет назад стало известно о том, что между Пекином и Астаной заключили соглашение ценой в пару десятков миллиардов долларов. Казахстан, стремясь отойти от сырьевой направленности экономики, пытается развивать технологичные производства, а Китай, реализующий стратегию “Один пояс - Один путь” - выйти со своими инвестиционными проектами на внешние рынки. В результате достигли весьма выгодной договоренности о так называемом переносе производственных мощностей из КНР в РК. “Перенос производственных мощностей” - понятие условное. Речь не идет о простом закрытии заводов в Китае и перевозке оборудования в новые помещения в РК. Это, по сути, открытие филиалов ряда производств, работающих в Китае. Поэтому в КНР программу так и называют - перенос избыточных мощностей. Причем сюда переезжают лишь технологии, причем уже осовремененные. То есть то, за что наша страна в случае реализации подобных проектов самостоятельно платила бы огромные деньги: покупка технологий сегодня - самая дорогостоящая часть любого проекта. А китайские технологии с учетом того, что большинство из них “доработанные западные аналоги”, можно считать очень современными. Согласно договоренности, на территорию Казахстана “переедет” 51 предприятие несырьевой направленности. Речь идет о компаниях по производству стройматериалов, стекла, переработке продукции агропромышленного комплекса, а также проектах в химической промышленности, нефтепереработке, горно-металлургическом секторе, машиностроении, инфраструктуре, энергетике, легкой промышленности и информационных технологиях. Несколько проектов уже запустили, в их числе модернизация установки производства порошкового полипропилена, производство легковых автомобилей, откормочная площадка на 30 тысяч голов овец для забоя и экспорта баранины в КНР, производство ветряных турбин.
Стоимость полного пакета такого “переноса” (который, по сути, превратили в открытие новых производств как для Казахстана, так и для Китая) - почти 28 миллиардов долларов. Кроме того, в рамках договоренностей глав двух государств в декабре 2016 года между АО “НК “KazakhInvest” и китайским Фондом Шелкового пути создали специальный Фонд по инвестированию в совместные проекты с капитализацией два миллиарда долларов. То есть предполагают, что часть проектов будут финансировать не только за счет средств бизнеса, но и за счет заемных денег двух государств, аккумулированных в фонде. Для того, чтобы китайские предприниматели были больше заинтересованы вкладывать инвестиции и технологии в Казахстан, Астана и Пекин пошли на взаимные налоговые уступки. В апреле этого года правительства РК и КНР заключили Соглашение “Об освобождении от налогообложения отдельных видов дохода Китайско-Казахстанского фонда сотрудничества производственных мощностей, осуществляющего прямые инвестиции в Казахстан”. Согласно ему, компании, через которые фонд будет осуществлять свои проекты на территории нашей страны, не должны будут платить налог на дивиденды (доход от акций, участия в прибылях и других корпоративных прав). Аналогичное освобождение получают и казахстанские компании, работающие через фонд на территории КНР. “Самый главный приоритет (по предоставлению освобождения от налогов в Казахстане) - это обрабатывающая промышленность, в том числе нефтехимия, общая химия, изготовление удобрений, металлургия, другие отрасли обрабатывающей промышленности и другие услуги”, - сказал министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек, представляя проект ратификации соглашения в мажилисе. Согласно этому же соглашению все остальные виды налогов (включая НДС, социальные налоги), предусмотренных фискальным законодательством Казахстана и Китая, будут уплачивать без изменений. Почему же Казахстан пошел на этот беспрецедентный шаг? Повторимся, что нашей стране необходимо поднимать несырьевой сектор экономики и “приводить” в страну новые технологии. Это позволит развить не только экономику, но и поднять на новый уровень потенциал человеческого капитала, который будет подстраиваться под современные индустриальные знания. Продукция китайского машиностроения сегодня уже вышла на высокий конкурентоспособный уровень. Например, китайские грузовики FAW потеснили российские КАМАЗы с рынка Латинской Америки и постепенно выходят на африканский рынок. Второй важный момент - это экспорт. Почти все СП-проекты с Китаем ориентированы на внутренний рынок КНР. То есть уже есть гарантированный рынок сбыта и не нужно ломать голову над тем, куда и кому продать произведенный товар. А сейчас Китай, развивающийся хоть и не прежними, но все же превышающими общемировой уровень темпами, является одним из самых крупных рынков мира. Казахстан, подготавливая экономику к вероятному (все-таки не факт, что случится) очередному мировому экономическому кризису, готовит “мягкую подстилку”. Открытие новых производств - это всегда экономическая активность как в части промышленного развития, так и энергетики, инфраструктуры, создания рабочих мест. А это значит, что с учетом инвестиционных проектов других стран у нас есть все шансы продолжить экономический рост, несмотря на все неурядицы на сырьевых рынках и общую “температуру” в мире.
Астана |