Мадина Меирманова, Ольга Шишанова Парламентарии предлагают реформировать бюрократическую вертикаль сферы образования и закрыть профильные управления, причем не только городские, но районные и даже областные. При подушевом финансировании, считают они, чиновничий надзор над школами становится лишним
Казахстанские школы переходят на подушевое финансирование, и при такой системе областные, районные и городские управления образования будут не нужны, поскольку новый принцип работы стимулирует развитие “самостоятельной жизни школ”. С внедрением подушевого финансирования каждая школа будет иметь возможность учреждать фонд развития, где будут собирать деньги доноров, спонсоров. При нынешней системе, по словам председателя комитета по международным отношениям, обороне и безопасности сената Дариги Назарбаевой, “школа получает финансирование, а деньги надолго застревают в этих организациях, которые распределяют по своему усмотрению или и вовсе экономят на школах, не дофинансируют учебники или ремонт и говорят: “Ничего, скажете родителям, наберете денег”. Взамен контроль над образовательным процессом будет происходить напрямую со стороны Министерства образования и науки, особенно при разработке стандартов и внедрении новых правил. Кроме того, потребуется поменять отношение общества к профессии учителя в принципе. “Нужно менять отношение родителей к учителям, - сказала сенатор. - Ведь родители настраивают ребенка против или за учителей. Всякие бывают конфликтные ситуации, иногда родители, не разобравшись, бегут в школу, угрожают и оскорбляют учителя. Пусть этот родитель сам постоит 12 часов у школьной доски и поработает там с сотней детей в день. Тогда, может, отношение будет другое. Всю нашу информационную машину мы должны настраивать в пользу учителей. Кто будет завтра учить наших детей, если не будет педагогов?”.
Сейчас в стране обсуждают проект закона о статусе педагогов. Профессию вынесли отдельной категорией, предлагая законодательно защитить честь и достоинство педагога, запретить привлекать педагога к видам работ, не связанным с его профессиональными обязанностями, и ввести сертификацию для допуска к педагогической деятельности. Последнее должно стать этаким “этапом отбора”. Дело в том, что сейчас педагогические вузы частенько выбирают не самые лучшие выпускники школ: средний балл на грант по педагогическим специальностям в 2018 году составил 78-84 балла из 140 возможных (наиболее низкий балл среди специальностей). Подавляющее же большинство обучающихся (70-80 процентов) поступают на педагогические специальности на платной основе с еще более низким баллом - 50. В будущем, как уверены разработчики документа, конкуренция за право стать учителем, будет высокой. Поскольку, как обещают, решится главный проблемный вопрос преподавателей - зарплатный. (Сейчас заработная плата молодого учителя с высшим образованием составляет: в дошкольном образовании 54 тысячи тенге, в среднем - 60 тысяч тенге.) Кроме того, если верить концепции, профессия эта скоро станет хорошо оплачиваемой с гарантированным высоким социальным пакетом. Так, в частности, документ предусматривает гарантии обеспечения прав педагогических работников на безопасные и благоприятные условия труда и предоставление детям педагогов внеочередного места в детские дошкольные организации по месту жительства местными исполнительными органами. Кроме того, предлагается “достойное пенсионное обеспечение с предоставлением права выхода на пенсию до достижения установленного пенсионного возраста - на основании непрерывного 30-летнего стажа преподавательской работы (выслуга лет)”. Правда, как это будет выглядеть с учетом постепенного отказа от солидарной пенсии и перехода на исключительно накопительную пенсионную систему, пока не ясно. Ведь в этом случае “достойное пенсионное обеспечение” - вопрос исключительно уровня заработной платы учителей. Впрочем, учителя получают еще и право на дифференцированные доплаты за наличие ученой степени, а также на “дополнительные меры материального поощрения труда педагогов, устанавливаемые местными исполнительными органами (к праздничным датам, единовременные вознаграждения, местные знаки отличия и почетные звания)”. Еще одним блоком социального пакета предполагается обеспечение педагогических работников жильем (служебное жилье, общежитие, жилищный лизинг) и “меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставление земельных участков в порядке и размерах, утвержденных местными исполнительными органами”. Концепцию будущего законопроекта сегодня опубликовал сайт Минобразования.
Астана |