Алла Иванилова Цифровизация дошла и до транспортной сферы. Новые технологии позволят рационально использовать казенные деньги, создать более комфортные условия и исключить человеческий фактор
Передвигаться по казахстанским дорогам с каждым годом становится комфортнее. Но, как известно, за комфорт надо платить. Поэтому в республике появляются платные автобаны. Согласно программе “Нурлы Жол” составили план воплощения этой задачи в жизнь. Каждый год по несколько отрезков дорог станут платными. Сейчас существует лишь одна платная трасса Астана - Бурабай, отрезок автомобильной дороги Астана - Петропавловск. С лета 2013 года проезд по современному автобану стал не бесплатным. Тариф для легкового автомобиля установили в размере одного тенге за километр, для коммерческого транспорта (пассажирских автобусов и грузовиков) он начинался от 15 тенге и уходил выше в зависимости от технических характеристик и назначения авто. Таким образом, сумма складывается из пройденного отрезка и класса машины - чем выше, тем больше тариф: грузовой транспорт оплачивает с Астаны до Щучинска 5200 тенге, легковой - 200 тенге. В первый год дорога “заработала” 800 миллионов тенге, затем среднегодовой сбор увеличился до миллиарда тенге, а в прошлом году доход достиг более 1,3 миллиарда тенге, что, по словам руководства комитета автомобильных дорог, вполне достаточно для содержания и текущего ремонта первого казахстанского автобана. Сегодня на участке Астана - Щучинск запустили систему для безостановочного проезда с использованием RFID-меток, реализовали сервис безналичного способа оплаты PayWay.kz, интернет-банкинг, QIWI-кошелек. Этот участок оснащен датчиками погоды и информационными табло для информирования водителей о погодных условиях, скоростном режиме. В планах чиновников сделать таким образцово-показательным еще ряд автодорог в стране. Сейчас ввели в тестовую эксплуатацию систему взимания платы на трех участках: Алматы - Капшагай, Алматы - Хоргос и Астана - Темиртау. Пока государственные мужи не афишируют тарифы на этих трассах. Но предполагаем, что проезд легковых автомобилей из Алматы в Хоргос в одну сторону будет стоить 300 тенге, то есть примерно один тенге за километр. Вместе с тем для цифровизации придорожного сервиса запустили мобильное приложение KazWay и внесли данные в электронную карту Transpark Международного союза автомобильного транспорта IRU, содержащую актуальные сведения по всем объектам дорожного сервиса. Также продолжают работу по наполнению данными системы управления дорожными активами (СУДА) о состоянии автомобильных дорог, полученными посредством 16 дорожных лабораторий. Планируют, что до 2020 года она полностью охватит 24,1 тысячу километров дорог республиканского значения, а в дальнейшем и местные дороги - всего 72,8 тысячи километров. Эта система - полная информация о дорожной инфраструктуре. На учет взяты все светофоры, дорожные знаки, автобусные остановки. Информация об их техническом состоянии, например, когда последний раз проводился ремонт, занесена в базу данных, а затем разработают такую модель прогноза срока службы всех элементов сети. Станет ясно, когда нужно планировать следующий ремонт и в каком объеме. Таким образом, дорожные управленцы, имея такую базу, заранее распределят финансовые и трудовые ресурсы. Как сообщил министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек, в декабре планируют завершить аттестацию на информационную безопасность. В рамках Smart City в сфере транспорта в городах областного и республиканского значения реализуют системы электронной оплаты проезда и мониторинг общественного транспорта. Сегодня эти системы полностью функционируют в городах Астане и Алматы. По остальным городам утвердили соответствующие дорожные карты со сроками реализации с 2018 по 2021 год.
Астана |