ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>

26 марта 2025

о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью




CountZero
HotLog

погода в г. Алматы
погода в г. Астане



ИЗ СЕРДЦА АЗИИ Горячие новости / Культура

Ольга Шишанова
Международный выставочный проект “Шествие Золотого человека по музеям мира” добрался до китайского Сианя, где в Историческом музее провинции Шэньси открылась уникальная выставка из Казахстана “Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства”

Перед зарубежной аудиторией впервые предстали культура и искусство евразийских кочевников - множество экспонатов, которые еще ни разу не выставляли за рубежом, в том числе знаменитый “Золотой воин”, чье название в исторической науке появилось благодаря выдающемуся ученому-археологу, одному из основоположников казахстанской археологии Кемалю Акишеву. Именно он исследовал знаменитый Иссыкский курган на юге Казахстана недалеко от Алматы, в котором в 1970 году обнаружили первого “Золотого человека” - сакского воина в полном облачении из золота. Бесценную находку признали открытием века, она получила условное имя “Алтын Адам”, что в переводе и значит “Золотой человек”. Тогда в общей сложности археологи в кургане нашли 4800 золотых изделий, декорировавших одежду воина. Потому что только золото, по представлению древних, олицетворяло собой чистую духовную энергию, ключевой символикой которого выступает идея бессмертия. А значит, все предметы и атрибуты, имеющие отношение к воину-жрецу, должны были быть либо целиком сделаны из золота, металла, который лучше всего выполнял задачу защиты, либо быть хотя бы украшены им.

 

 

Плюс, по мнению ученых, иссыкский “Золотой человек” - не просто археологическая удача, а уникальная возможность реконструировать картину мира скифо-сакской культуры. Ведь, “читая” реконструкцию одеяния сакского вождя как текст, можно восстановить забытый мир древних номадов. И смело заявить, что искусство саков и скифов не кануло в Лету, оно продолжает жить. И передвижные выставки по миру - лучшее тому подтверждение.
Ведь после фараона Тутанхамона в кургане Иссык нашли наибольшее количество золотых предметов, когда-либо вообще найденных в гробницах. Топография предметов в захоронении - парадные доспехи погребенного воина, остатки железного меча и кинжала - позволили ученым-исследователям в результате кропотливой работы воссоздать и облик сакского воина. Кстати, “саки” в переводе с персидского языка означает “могучие мужи”, они-то и были далекими предками казахов. В сочинениях греческих авторов, например, у того же Геродота, их называют азиатскими скифами, в других древних источниках их образно описывали “турами с быстрыми конями”. В числе трех больших групп этих племен упоминали и саков-тиграхауда, что в переводе значит “острошапочники”, живших на территориях, где и обнаружили курган Иссык с захоронением “Золотого человека”.

 

 

Особое место в экспозиции занимает обнаруженная среди находок кургана Иссык серебряная чаша с надписью, выполненной руническим письмом, что также убедительно доказывает достаточно высокий уровень развития общественных устройств, не уступающих уровню развития других народов тех времен. Более того, в найденных предметах прослеживается важнейшая особенность древнего искусства степи - господство зооморфных образов, которое обусловлено критериями мифологического мышления. Драматизм сюжетов трактуется как извечная борьба добра и зла, светлого и темного начал, как стремление к возрождению новой жизни, как символ вечного движения и извечной борьбы противоположностей. Ярким образцом такого противостояния можно отметить представленную на выставке бляху в виде двух зеркально отраженных барсов, выполненную из золота в технике штамповки и рифления в V-IV вв. до н.э. То есть в самый расцвет сакско-скифского периода.
Также в списке экспонируемой коллекции присутствуют уникальные произведения ювелирного искусства, датируемые началом XV века и найденные в городище Сайрам в Южном Казахстане, и находки, обнаруженные в кургане Талды-II из Центрального Казахстана.

 

 

Но, пожалуй, изюминкой всей экспозиции, по мнению организаторов, должна стать реконструкция сарматской знатной женщины в одеянии, датируемом концом VI - серединой V века до н.э., найденная в результате проведенных исследовательских работ археологическим отрядом Западно-Казахстанского областного центра истории и археологии под руководством профессора Мурата Сдыкова. Им же в курганном погребальном комплексе Таксай-1 несколько лет назад нашли вместе с экспонируемой богатейшей находкой также более 500 фрагментов различных золотых украшений. Одно из них - височная подвеска - даже вдохновила современных ювелиров на создание серег, которые могли бы принадлежать знатной жрице, символически изображающих форму зерен, плодов и семян, украшенных священным камнем бирюзой и являющихся одними из атрибутов во время сакральных действ.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Март 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение