Ольга Шишанова Международный выставочный проект “Шествие Золотого человека по музеям мира” добрался до китайского Сианя, где в Историческом музее провинции Шэньси открылась уникальная выставка из Казахстана “Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства”
Перед зарубежной аудиторией впервые предстали культура и искусство евразийских кочевников - множество экспонатов, которые еще ни разу не выставляли за рубежом, в том числе знаменитый “Золотой воин”, чье название в исторической науке появилось благодаря выдающемуся ученому-археологу, одному из основоположников казахстанской археологии Кемалю Акишеву. Именно он исследовал знаменитый Иссыкский курган на юге Казахстана недалеко от Алматы, в котором в 1970 году обнаружили первого “Золотого человека” - сакского воина в полном облачении из золота. Бесценную находку признали открытием века, она получила условное имя “Алтын Адам”, что в переводе и значит “Золотой человек”. Тогда в общей сложности археологи в кургане нашли 4800 золотых изделий, декорировавших одежду воина. Потому что только золото, по представлению древних, олицетворяло собой чистую духовную энергию, ключевой символикой которого выступает идея бессмертия. А значит, все предметы и атрибуты, имеющие отношение к воину-жрецу, должны были быть либо целиком сделаны из золота, металла, который лучше всего выполнял задачу защиты, либо быть хотя бы украшены им.

Плюс, по мнению ученых, иссыкский “Золотой человек” - не просто археологическая удача, а уникальная возможность реконструировать картину мира скифо-сакской культуры. Ведь, “читая” реконструкцию одеяния сакского вождя как текст, можно восстановить забытый мир древних номадов. И смело заявить, что искусство саков и скифов не кануло в Лету, оно продолжает жить. И передвижные выставки по миру - лучшее тому подтверждение. Ведь после фараона Тутанхамона в кургане Иссык нашли наибольшее количество золотых предметов, когда-либо вообще найденных в гробницах. Топография предметов в захоронении - парадные доспехи погребенного воина, остатки железного меча и кинжала - позволили ученым-исследователям в результате кропотливой работы воссоздать и облик сакского воина. Кстати, “саки” в переводе с персидского языка означает “могучие мужи”, они-то и были далекими предками казахов. В сочинениях греческих авторов, например, у того же Геродота, их называют азиатскими скифами, в других древних источниках их образно описывали “турами с быстрыми конями”. В числе трех больших групп этих племен упоминали и саков-тиграхауда, что в переводе значит “острошапочники”, живших на территориях, где и обнаружили курган Иссык с захоронением “Золотого человека”.

Особое место в экспозиции занимает обнаруженная среди находок кургана Иссык серебряная чаша с надписью, выполненной руническим письмом, что также убедительно доказывает достаточно высокий уровень развития общественных устройств, не уступающих уровню развития других народов тех времен. Более того, в найденных предметах прослеживается важнейшая особенность древнего искусства степи - господство зооморфных образов, которое обусловлено критериями мифологического мышления. Драматизм сюжетов трактуется как извечная борьба добра и зла, светлого и темного начал, как стремление к возрождению новой жизни, как символ вечного движения и извечной борьбы противоположностей. Ярким образцом такого противостояния можно отметить представленную на выставке бляху в виде двух зеркально отраженных барсов, выполненную из золота в технике штамповки и рифления в V-IV вв. до н.э. То есть в самый расцвет сакско-скифского периода. Также в списке экспонируемой коллекции присутствуют уникальные произведения ювелирного искусства, датируемые началом XV века и найденные в городище Сайрам в Южном Казахстане, и находки, обнаруженные в кургане Талды-II из Центрального Казахстана.

Но, пожалуй, изюминкой всей экспозиции, по мнению организаторов, должна стать реконструкция сарматской знатной женщины в одеянии, датируемом концом VI - серединой V века до н.э., найденная в результате проведенных исследовательских работ археологическим отрядом Западно-Казахстанского областного центра истории и археологии под руководством профессора Мурата Сдыкова. Им же в курганном погребальном комплексе Таксай-1 несколько лет назад нашли вместе с экспонируемой богатейшей находкой также более 500 фрагментов различных золотых украшений. Одно из них - височная подвеска - даже вдохновила современных ювелиров на создание серег, которые могли бы принадлежать знатной жрице, символически изображающих форму зерен, плодов и семян, украшенных священным камнем бирюзой и являющихся одними из атрибутов во время сакральных действ.
Астана |