|
Мадина Меирманова До начала учебного года осталось чуть больше недели, а родительский ажиотаж почти достиг верхней точки кипения. Чиновники пытаются успокоить предшкольный мандраж, заявляя, что исправят все ошибки прошлых лет
Первая проблема, с которой сталкиваются родители будущих первоклашек (и не только), это, собственно, вопрос: как попасть в школу. В социальных сетях жители Астаны пожаловались, что не смогли записать своих детей в первый класс из-за отсутствия столичной прописки. Но, как выяснилось, подобное нежелание брать “приезжих” - персональная инициатива руководства школ, которая полностью противоречит законодательству страны. “Надо основываться только на законодательстве, - заявил вице-министр образования и науки Асхат Аймагамбетов. - У нас есть Закон об образовании, 127-е постановление правительства, типовые правила приема. В них не указано, что родители должны сдавать документы, о которых вы сказали, - прописка не требуется. Родители имеют право отдавать детей в любые организации образования по своему желанию”. Всего же в этом году первый раз в первый класс отправятся около 350 тысяч малышей. Это почти 12 процентов от всех учащихся 2018/19 учебного года: по данным Министерства образования, в 7024 государственные школы пойдут три миллиона казахстанцев. Почти для всех учащихся, проживающих в сельских населенных пунктах, где нет школ, организовали подвоз до школы и обратно. Кстати, количество школ в 2018 году уменьшилось. Этим летом закрыли 44 школы (39 начальных, три основные и две средние). Больше всего школ закрыли в Актюбинской области - 11, СКО - 11, Павлодарской - семь, в Акмолинской и Костанайской - по шесть школ. Причина - слишком мало детей. Согласно нормативу государственной сети организаций образования, например, функционирование государственного учебного заведения начального образования в сельском населенном пункте гарантируется, если имеются пять и более учеников. Для работы школы общего среднего образования необходимо наличие 81 ученика младшего, среднего и старшего школьного возрастов. Впрочем, в стране этим же летом открыли 21 новую школу (например, в Алматинской, Кызылординской, Туркестанской - по четыре, Актюбинской, Жамбылской - по три школы).
Книжные проблемы Вторая родительская головная боль - учебники. Каждый год в начале учебного года родители находят массу ошибок в новых (и не только) учебниках. (Чем, разумеется, с удовольствием делятся друг с другом в социальных сетях.) Каждый год министерство обещает ошибки исправить, а виновных наказать. Вот и на этот раз министр образования и науки Ерлан Сагадиев сообщил, что “проводят большую работу по улучшению качества учебников”. Полем для экспериментов нынче станут 3, 6 и 8-е классы общеобразовательных школ. Он уточнил, что 3, 6 и 8-е классы в новом учебном году переходят на обновленное содержание. Учебные пособия для них уже изготовили (общая стоимость финансирования новых учебников - 28,6 миллиарда тенге), они напечатаны и ждут отправки по школам. По словам министра, уже отгрузили адресатам 83 процента учебников. “Надеемся, что качество образования будет лучше”, - осторожно, но оптимистично заметил министр. Добавив, что в следующем году обновленные учебники будут ждать учеников 4, 9 и 10-х классов.
Еда - всему голова Проблема питания детей в школах - еще одно направление пристального внимания властей. Еще в 2015 году приняли решение, что “казахстанцы должны сами оплачивать кефир и булочки своим детям-школьникам”. Практически сразу бесплатные обеды для учеников младших классов отменили. Исключение сделали лишь для детей из социально уязвимых слоев населения: имеющих право на предоставление адресной социальной помощи, а также живущих в семьях, где доход ниже прожиточного минимума; требующих экстренной помощи в результате ЧС, сирот и оставшихся без попечения родителей, а также тех детей, которых выбирает коллегиальный совет школы. Некоторые регионы приняли решение все-таки кормить всех учеников младших классов, выделяя средства из своих бюджетов. Но количество таких “кормящихся” год от года снижалось: если в 2014/15 году в школах бесплатно ели 700 тысяч детей, то в прошлом году - только 300 тысяч. Подобная политика вызвала крайне негативную реакцию родителей, которые помимо всего прочего заявляли о крайне низком качестве питания в школах. Весной этого года в Астане даже создали независимую городскую комиссию по контролю качества предоставления питания в школах. В состав комиссии вошли сотрудники управления образования и представители родительской общественности. Родители школьников говорили о скудном меню, не соответствующем физиологическим потребностям детей в биологически ценных веществах и энергии. Специалисты Казахской академии питания, которые провели исследование состояния питания в школах Астаны, Алматы и в четырех регионах страны - Алматинской, Актюбинской, Карагандинской и Павлодарской областях, заявили, что “дети от 7 до 15 лет мало употребляют овощи и фрукты, рыбу, яйца и молочные продукты. Также заметна нехватка у детей витаминов А, С, B1, PP и микроэлементов - селена и кальция”. Академия питания разработала единый стандарт по рациону питания для всех школ, в который включили горячие блюда с учетом всех нужных витаминов и микроэлементов для растущего организма ребенка. “Все блюда готовят на основе вареных либо тушеных овощей. Жареные блюда категорически исключили из стандарта питания”, - заявила еще в апреле специалист Академии питания Гульнара Берденова. Теперь по новым стандартам Минобразования обещает кормить бесплатно всех школьников начальных классов. Как сообщил Сагадиев, “всего бесплатным горячим питанием за счет местных бюджетов и спонсорских средств охватят 495 086, или 17,6 процента школьников, и 9535 - бесплатным буфетным питанием, в их числе дети из социально незащищенных семей и учащиеся начальных классов. Остальным учащимся местные исполнительные органы организуют школьное питание за счет родительской платы. В трех регионах республики по инициативе акимов бесплатное горячее питание организовали для всех учащихся начальных классов”.
Астана
|