|
Алла Иванилова В Казахстане началась борьба с уличными музыкантами. При этом казахстанцы выступают против решения полицейских штрафовать тех, кто придает определенный колорит городам
Сразу в двух городах республики появилось “табу” для творческих людей, выступающих на городских улицах. В Алматы на главной пешеходной улице города - Панфилова - становится все тише. Горожане делятся в соцсетях, что уличных музыкантов забирают полицейские, вменяя им попрошайничество. Напомним, что с 1 января 2015 года в новой редакции Кодекса об административных правонарушениях появилась статья “Приставание в общественных местах”. Таким образом, навязчивых попрошаек, гадалок и проституток штрафуют за первое нарушение на пять МРП, за повторное уже предусмотрен арест. Уличные музыканты, по мнению стражей порядка, попадают под категорию “попрошаек” в том случае, если расстилают чехол от гитары в целях заработка. Если же они просто поют, развлекая народ и даря хорошее настроение абсолютно бескорыстно, то тем самым они не нарушают закон. В Астане, где в прошлом году тоже появился свой Арбат около набережной, также есть предупредительная табличка, на которой написано: “На территории набережной реки Есиль запрещается игра на музыкальных инструментах, исполнение коллективных песен и танцев”. Отмечают, что “культурно-развлекательные мероприятия преду-смотрены на Арбате”.
Между тем столичный Арбат стал излюбленным местом многих горожан и творческих людей. Вечерами там кипит жизнь. Творческие коллективы, а в основном это молодежь, устраивают различные шоу - танцы, песни, собирая много зрителей. И то, что новое культурное место Астаны стало центром притяжения различных талантливых людей, не может не радовать. Некогда тихий район превратился в своеобразную концертную площадку, где раскрываются таланты. И было бы замечательно, если бы в официальной Астане стало больше таких мест. Однако теперь власти строго регламентируют “шаг вправо и шаг влево”. С несанкционированной торговлей понятно - не эстетично, разложив сумку, продавать на набережной какой-либо товар - это не базар, а цивильное место, где люди отдыхают и прогуливаются. Но уличные танцоры и музыканты - это не навязчивые попрошайки и не продавцы всякого барахла втридорога. Они создают определенную атмосферу, поднимают настроение прохожим. Есть среди них самоучки и имеющие профессиональное образование, многие выступают не только ради денег (хотя и не будут возражать, если кто-то кинет в шляпу пару монет), а скорее это их хобби, которое приносит удовольствие. Давать вознаграждение или нет - личное дело каждого прохожего. Поэтому общественность уверена, что музыканты, большую часть из которых составляют студенты, не представляют никакой опасности, а наоборот - являются колоритным украшением городов. При этом в зарубежных, особенно европейских городах развита “уличная музыкально-танцевальная культура”, и власти ее, наоборот, поощряют. Так, в Германию на заработки каждое лето приезжают тысячи уличных музыкантов со всего мира. Особой честью для бродячих музыкантов считается выступление в Мюнхене. Артисты, которые хотят выступать на главной площади Мариенплац, должны пройти кастинг, и победитель получает право выступать в пешеходной зоне. Для выступления в городе художники и музыканты проходят спецотбор, каждый год выдают 10 лицензий, пятеро исполнителей могут выступать до обеда, пятеро - после, стоимость разрешения - 10 евро. В Кельне по опыту Мюнхена даже создали специальную общественную организацию, которая следит за качеством исполняемой музыки. Лицензия для выступления в этом городе не нужна, однако играть можно только 30 минут на одном месте, между выступающими должно быть не менее 200 метров, запрещено пользоваться усилителями. Иначе наказывают штрафом 35 евро. В Лондоне к уличным музыкантам относятся так серьезно, что применяют достаточно жесткий контроль качества ко всем желающим выступать. Так, чтобы выступать в лондонской подземке или в Ковент-Гардене, необходимо пройти прослушивание и получить разрешение. Учитывая, что метро ежедневно пользуются 3,5 миллиона человек, это не такая уж и плохая сделка. А чтобы выступить в Мельбурнском торговом центре Bourke Street в Австралии, нужно быть профессиональным баскером (от англ. busk - зарабатывать деньги). Профессионализм уличного музыканта можно подтвердить наличием аккаунта на Facebook или YouTube, также наличием как минимум 30 минут отрепетированного материала. И все это только чтобы подать заявку. Если же она пройдет первую ступень, появится возможность пройти прослушивание. Новый дублинский закон требует от всех уличных музыкантов иметь как минимум 20 песен в репертуаре. А в Сиднее лучше не петь на улице, если в репертуаре есть песни про горькое расставание или “подстрекательные”. Закон запрещает любые оскорбления окружающих в ходе выступлений на улицах. В Праге уличным музыкантам, а их насчитывается несколько сотен человек, еще около тысячи имеют другую работу и выступают от случаю к случаю, запретили выступать на центральных улицах и площадях. Причина - многочисленные жалобы горожан на шум. Мэрия выделила определенные места в городе, где музыканты могут играть. И все же, несмотря на запреты и ограничения, уличная культура является неотъемлемой частью многих городов, привлекает туристов со всего мира и, таким образом, помогает пополнять казну этих мест. Поэтому власти пытаются найти компромисс с музыкантами и местными жителями. Есть примеры, когда улица открыла много талантливых и интересных музыкантов, среди которых есть настоящие дарования. Так, легендарная певица Эдит Пиаф в девять лет вместе со своим отцом выступала на площадях Парижа. Девочка пела, а папа демонстрировал свои акробатические способности. Гениальный итальянский тенор Андреа Бочелли, который полностью ослеп в 12 лет в результате прогрессирующей глаукомы, до того как стал известным, днем брал уроки вокала у звезды оперы Франко Корелли, а по вечерам зарабатывал деньги, играя где придется, в том числе и на улицах. Земфира училась играть на гитаре на улице, исполняя любимые песни “Кино”, “Аквариума” и “Наутилуса Помпилиуса”. Некоторые музыканты, даже обретя мировую популярность, выходят поиграть на улицу, где можно увидеть глаза слушателей, их улыбки, где нет никакой мишуры - только ты и твоя музыка. Так, в лондонском метро можно было послушать Стинга, который к тому времени продал уже миллионы пластинок. За свое выступление он даже заработал 40 фунтов стерлингов от благодарных горожан. Следующий свой выход в народ певец устроил прямо в центре Манхэттена, спев своего знаменитого Englishman in New York. Певец Джордж Майкл, уже вкусив успеха и популярности после выпуска знаменитого сингла Freedom, дебютного альбома “Faith” и второй пластинки Listen Without Prejudice, Vol. 1, также пел на улице и в одном из переходов лондонского метро.
Астана |