|
Алан Байтенов Теме доступности государственной юридической помощи уязвимым слоям населения посвящен проект Фонда Евразия Центральной Азии. Юристы нам рассказали о положении дел в этой сфере в стране, которая также некогда входила в состав СССР. Это Грузия. Отметим сразу - различия в подходе обеспечения квалифицированной и доступной юридической помощи в Казахстане и Грузии существенны
Цели проекта: привлечь внимание к наиболее актуальным пробелам в законодательстве, которые ставят барьеры на пути к качественной и доступной бесплатной гарантированной государством юридической помощи. Также в рамках проекта уже определили те категории граждан, которые не охвачены законодательством о гарантированной помощи, однако нуждаются в бесплатной юридической помощи” Изучение опыта оказания юридической помощи стран постсоветского пространства - один из этапов реализации проекта и формирования так называемого списка предложений совершенствования отечественной системы. В этот раз коллегия специалистов, в которую входят ведущие юристы отрасли, изучали состояние с доступом к юридической помощи и принципами ее оказания, как уже сказали, в Грузии. Информации много, однако мы остановимся на наиболее интересных моментах, которые могут быть приняты в качестве предложений по совершенствованию отечественной юридической системы. Первое - что представляет собой юридическая служба этого государства. Так, в своем докладе Дмитрий Нурумов, эксперт проекта, отметил: “По статусу юридическая служба Грузии похожа на учреждение омбудсмена. Они сами определяют свой бюджет, который утверждают совет и далее парламент. Руководителя назначает совет, который докладывает о ситуации с оказанием юридической помощи в парламенте. Таким образом, эта служба не подвергается влиянию со стороны исполнительной власти”. Такой подход, по мнению эксперта, позволяет остаться адвокатам независимыми, то есть объективными, во многих вопросах.
Также, что является одним из факторов большей доступности юридической помощи в Грузии, - количество адвокатов. “Специалистов гораздо больше, чем в нашей республике: на 3,5 миллиона населения Грузии работает около пяти тысяч адвокатов, тогда как в Казахстане - лишь 4,5 тысячи адвокатов на 17,5 миллиона человек”, - отмечает Виктор Тен, директор ОФ “Талдыкорганский правозащитный центр”. При этом, говорят эксперты, такое количество занятых в этой сфере людей создает отличные условия для конкуренции. Следовательно, обеспечивает дополнительное качество оказываемых услуг. “Адвокаты в Грузии имеют очень высокий статус и уровень доверия в обществе, причем как частные, так и государственные. Все потому, что в стране создана конкурентная среда”, - продолжает Виктор Тен. У нас же, отметим, степень доверия к государственным адвокатам не самая высокая. Хотя бы потому, что многие верят в утверждение - бесплатное (предоставленное государством по закону) не может быть качественным. Впрочем, такой устойчивый имидж государственных защитников возник не на ровном месте... Есть и причины - неконкурентная оплата государством услуг правозащитников. В Грузии, по словам экспертов, такой проблемы нет. Что еще интересно, это отражено в докладе Мурата Жанбаева, адвоката, члена научно-консультативного совета при республиканской коллегии адвокатов: “У нас лицензии на ведение адвокатской деятельности выдает Министерство юстиции, а в Грузии - само адвокатское сообщество. Если бы в Казахстане была такая возможность, адвокатов было бы больше”. Предложение интересное, учитывая, что выдача лицензии самими коллегами - своеобразный тест на профпригодность. Однако это в Грузии. Как будет у нас, если вдруг примут такое предложение, учитывая известные особенности общества (мягко назовем это преемственностью поколений, клановостью и династийностью), покажет время. Ну и, собственно, основной момент - как грузинская система с присущими ей особенностями справляется с вопросами доступности гарантированной юридической помощи и услуг? Как считают эксперты, вполне успешно. Так как разработали и приняли довольно эффективный механизм определения уязвимых групп населения, которые могут рассчитывать на гарантированную государством юридическую помощь (ГГЮП). Там при Министерстве здравоохранения есть специальная служба, которая определяет уязвимость населения. В первую очередь туда попадают инвалиды, затем начисляют баллы за уровень доходов, условия проживания, социализацию. К этой базе имеют доступ различные службы. Три группы лиц в любом случае имеют доступ к бесплатной помощи - недееспособные, несовершеннолетние и жертвы бытового насилия. Как показывает практика, в этом вопросе у нас есть сложности и особенности. Возьмем, к примеру, несовершеннолетних. Так, на одном из заседаний Светлана Витковская, заведующая специализированной ювенальной юридической консультацией Алматинской городской коллегии адвокатов, отмечала, что у нас ряд спорных моментов в законодательстве, которые фактически лишают детей, вовлеченных в сферу уголовного процесса, права на получение помощи квалифицированного адвоката. “Уголовный процесс предоставляет всем подозреваемым права, в том числе на защиту, презумпцию невиновности, право на квалифицированную юридическую помощь и прочее согласно закону. Согласно существующему законодательству, несовершеннолетний подросток, совершивший уголовный проступок или преступление, но не достигший возраста уголовной ответственности, не подвергается уголовному преследованию в связи с прекращением уголовного дела. Однако выходит, что опрос и работа следователя с подозреваемым ведется в отсутствии адвоката и психолога”, - сообщала Витковская. И, продолжает эксперт, остается только надеяться на профессионализм следователя, который не будет оказывать чрезмерного давления на ребенка и не нанесет ему дополнительную психологическую травму. Не говоря уже о моментах, когда ребенок может взять чужую вину. Между тем в Грузии, отмечают эксперты, в этом году ввели ювенальный кодекс, закрепляющий право несовершеннолетних на бесплатную юридическую помощь. Выступая в завершающей стадии заседания, Татьяна Зинович, заместитель директора ОФ “Центр исследования правовой политики” и эксперт проекта, обозначила промежуточные итоги и предложения в рамках этапа реализации проекта. “Выпускники детских домов, несовершеннолетние, осужденные, жертвы пыток, женщины в трудной жизненной ситуации должны на обязательной основе быть включены в Закон о ГГЮП. Кроме того, необходимо соблюдать принципы прозрачности распределения государственного бюджета, выделенного на ГГЮП”, - отметила г-жа Зинович. |