|
Мадина Меирманова Правительство отпустило бизнес в “свободное плавание”. В конце прошлой недели Национальная палата предпринимателей “Атамекен” подписала с Кабмином “соглашение о взаимодействии”, поставив на этом точку в пятилетнем присутствии членов правительства Казахстана в управлении НПП
Национальная палата предпринимателей отметила свой пятилетний юбилей. Созданная в 2013 году как всеобщий профсоюз представителей бизнеса, она была нацелена на лоббирование интересов предпринимателей. Но поскольку тогда еще никто не понимал, как создать единый орган, ответственный “за всех”, решили подключить к процессу членов правительства. С одной стороны, у Кабмина был опыт “взимания налогов” со всех, что для НПП было крайне важно. Ведь палата создавалась фактически мнением представителей крупнейших ассоциаций, но ее членами автоматически становились все занятые собственным бизнесом, включая мелкие ТОО и ИП. С другой - правительство должно было изнутри посмотреть, как с ним будут дискутировать и как будет выстраиваться институт “предпринимательского лобби”. С первым пунктом у палаты предпринимателей пару первых лет существования были большие проблемы. Бизнес просто отказывался платить мзду своим представителям в верхах. И настолько отказывался, что даже подал на НПП, которая требовала уплату членских взносов, в суд.
Карагандинский предприниматель Олег Кондратов (один из инициаторов иска) тогда заявлял, что “нашего мнения никто не спрашивал. Когда я начал чуть-чуть интересоваться, меня уверили в том, что мне якобы оказывают какие-то услуги”. Бизнесмен, который в тот период никаких услуг от НПП не видел, расценивал членские взносы не иначе как “дополнительное налогообложение”. Впрочем, предприниматель не так уж и не прав. Дело в том, что Национальная палата предпринимателей привязала размер обязательных членских взносов к годовому доходу предприятия. (Статья 29 Закона “О Национальной палате предпринимателей РК”.) Более того, в НПП счета субъектам предпринимательства выставляют “на основании сведений, представленных органом государственных доходов”. То есть в бизнес-профсоюз стекаются сведения о финансовой состоятельности его членов. (К слову, если такая информация касается частных лиц, то подпадает под закон о личной и коммерческой тайне и раскрытию не подлежит.) Тем же законом установлена градация предприятий по размерам оборота, к которому впоследствии привязывают размер взноса. Так, в 2017 году средний бизнес (с совокупным годовым доходом от 60 до 1,5 миллиона МРП (в 2017 году МРП составлял 2269 тенге) должен был платить в НПП от 80 до 155 МРП взносов. Крупный бизнес (годовой оборот 1,5 миллиона - 5,550 миллиона тенге) платил взносов от 505 до 3030 МРП. То есть бизнес-структуры ежегодно оплачивают своему профсоюзу “налог на членство” в размере от 181 520 до 6 875 070 тенге. Если учесть, что в составе НПП “Атамекен” около 900 тысяч бизнес-структур, суммы выходят немаленькие. Кстати, за годы существования НПП снизила размеры взносов (в минимальном расчетном показателе). Так, с 2014 года взносы составляли от 160 до 4400 МРП. Малый бизнес (с доходом ниже 60 МРП в год) пока освободили от уплаты взносов. Видимо, для того, чтобы наладить такое добровольно обязательное членство, и потребовалось участие правительства в структуре управления НПП. Но все же больше подобное взаимодействие требовалось для того, чтобы научиться выстраивать отношения между официальными властями и бизнес-сообществом. Это оказалось сложно, поскольку правительство (как всегда) настроено на самостоятельное выживание бизнеса, а предприниматели хотят выторговывать себе преференции. Но желание совместно сделать так, чтобы всем было хорошо и количество уплачиваемых в бюджет налогов росло (то есть минимизировать препятствия для развития бизнеса без ущерба государственным интересам), дало неплохие результаты. НПП смогла в достаточной мере отработать взносы, которые перечисляют на счет палаты предприниматели. Кроме того, НПП становится “адвокатом” бизнеса перед властями. За пять лет рассмотрели свыше 23 тысяч обращений по линии защиты бизнеса. Более чем по 40 процентам из этих обращений вопросы решили положительно. Общая сумма защищенных прав составила более 111 миллиардов тенге. Сейчас правительство и бизнесмены “расходятся” по разным углам ринга. То есть Кабмин перестанет вмешиваться в процесс жизнедеятельности палаты. Нацпалата - довольно мощный лоббистский институт, имеющий своих явных или тайных представителей в правительстве и парламенте. Но теперь, с уходом из состава палаты правительства, вероятнее всего, процесс договаривания станет более острым и не факт, что более эффективным.
За годы существования Нацпалата пролоббировала гуманизацию уголовного наказания за экономические преступления - декриминализировали “лжепредпринимательство”. Исключили арест предпринимателей, кроме шести статей, где явно прослеживается отмывание денег, ввели освобождение для лиц, впервые совершивших экономическое преступление и добровольно возместивших ущерб. (Всего за годы существования НПП провела экспертизу более 22 тысяч проектов нормативных правовых актов, в том числе 434 проекта законов. Процент учтенных предложений бизнеса вырос с 30 процентов в 2015 году до 73 в 2018-м.) Ввели механизм досудебного урегулирования споров - апелляционная комиссия по налоговым и таможенным спорам при Минфине. К этому стоит добавить, что ни один документ, касающийся бизнес-среды, не выходит из правительства без согласования с НПП “Атамекен”.
Астана |