|
Алла Иванилова Сегодня цифровизация проникает во все сферы деятельности, упрощая тем самым жизнь. Автоматизируются с предоставлением по принципу “Единого окна” услуги для малого и среднего бизнеса. Однако до сих пор отсутствует правовое регулирование этого глобального процесса
Сегодня государство всячески поддерживает бизнес в рамках различных программ. Власти намерены создать для бизнесменов портал “Единое окно” на сайте НПП “Атамекен”, где будут доступны госуслуги, связанные с бюджетными ассигнованиями и наиболее востребованные. В рамках этой работы министерствами национальной экономики, сельского хозяйства, по инвестициям и развитию составлен список из 52 инструментов поддержки, подлежащих оптимизации и автоматизации. На сегодня уже проведена полная автоматизация 15 мер господдержки, оставшуюся 31 оцифруют до октября текущего года. Это позволит сократить перечень требуемых документов, заменить работу различных экспертных групп и комиссий на автоматизированные процессы, что исключит “человеческий фактор”, а также создать единый реестр учета объектов поддержки, чтобы оценить результативность оказываемых со стороны государства мер. Но самое главное, эта работа уже в этом году позволит сократить время оказания государственной поддержки и количества требуемых документов на 50 процентов, что в 2018 году сократит издержки бизнеса на 1,6 миллиарда тенге, а до конца 2022-го - на 8,4 миллиарда. На практике цифровые преобразования будут выглядеть таким образом: срок оказания услуги “Субсидирование стоимости удобрений (за исключением органических)” сократится с пяти до одного дня, а такой вид господдержки, как “Предоставление инновационных грантов”, - с 83 до 62 рабочих дней. Соответственно, будут запрашивать и меньше документов.
Кроме того, ведут работу по созданию открытой цифровой платформы для бизнеса, где планируют размещать электронные сервисы, необходимые для упрощения управленческих решений и автоматизации внутренних процессов. Это ведение кассового и бухгалтерского учетов, управление персоналом, учет движения товаров и услуг, мониторинг расходования ресурсов, электронный документооборот. Согласно прогнозам, к 2022 году свыше ста ИТ-компаний опубликуют сервисы на платформе, из них 10 уже размещены. При этом количество пользователей платформы составит более 150 тысяч субъектов. Также предлагается оцифровать работу всех центров обслуживания предпринимателей, созданных в городах и районных центрах в рамках единой программы поддержки и развития бизнеса “Дорожная карта бизнеса-2020”. Там появятся “зоны самообслуживания”, которые с помощью консультантов обеспечат доступ к электронным услугам государства и мерам господдержки прежде всего предпринимателей, не имеющих прямого доступа к интернету. Чтобы научить бизнесменов цифровым навыкам, особенно в сельской местности, с этого года запущена обучающая программа. Обучением ежегодно будут охватывать свыше 15 тысяч предпринимателей. Со второго полугодия текущего года в пилотном режиме Национальная палата предпринимателей планирует полностью перевести в электронный формат работу Центра обслуживания предпринимателей в Астане и Алматы. В планах чиновников к 2022 году оцифровать деятельность свыше 300 тысяч субьектов малого и среднего бизнеса. Несомненно, цифровизация облегчает жизнь, сокращая бюрократию. Однако существует еще ряд проблем, без решения которых переход на цифровые рельсы рискует оказаться малоэффективным. Чиновники сосредоточились на переводе в электронный формат существующих процессов, тогда как реализация основного направления - создание цифровой индустрии - остается на уровне предварительных подходов. При этом цифровая экономика не сводится лишь к электронным справкам или автоматизации услуг. Нужны новые разработки. Так, в международной медицине ставят вопрос о замене многолетних испытаний препаратов обработкой баз данных, накопленных здравоохранением в мировом масштабе. Криминалисты отмечают более успешное раскрытие дел компьютерными программами, замечающими малозначительные детали и неявные почерки преступлений. Эксперты говорят о перспективе глубоких перемен в страховой, банковской и фондовой деятельности на основе технологии блокчейн, позволяющей накапливать информацию без возможности ее искажения задним числом. В Йельском университете отмечают успехи роботов-преподавателей, способных донести знания даже до детей-аутистов. Компания Neat Galaxy работает над платформой виртуального посещения магазинов, концертов и университетов с эффектом присутствия и прямого контакта. В транспортной сфере уже замахнулись на беспилотные автомобили и авиатакси, при этом сельхозавиация и магистральные компании отказываются от вертолетов в пользу компактных аппаратов для мониторинга объектов. Таким образом, цифровизация не сводится лишь к избавлению от бюрократизма. Нужны отечественные инновационные разработки, которые “перенесут” страну в век новых технологий. По прогнозам экспертов, через два года 25 процентов мировой экономики станет цифровой, и эта доля будет только увеличиваться. Государства, которые встанут на эти рельсы, станут более успешными, а разрыв в экономическом развитии и качестве жизни между ними и остальными только увеличится. Поэтому Казахстану крайне важно не только копировать, но и изобретать что-то свое. Одной из ключевых рекомендаций международных экспертов является ограничение государственного вмешательства в цифровизацию экономики. Правительство должно выступать в роли модератора процесса, но никак не исполнителя. У нас, наоборот, чиновники сами отбирают проекты и занимаются их реализацией, что исключает конкуренцию. Другая проблема касается “утечки мозгов” из страны. Сегодня молодые казахстанские IT-специалисты уезжают на Запад, в Беларусь, даже в Узбекистан. Только в России учится более 70 тысяч молодых казахстанцев. Это самое большое количество иностранных студентов в РФ, больше чем из родственных Беларуси, Украины или миллиардного Китая. Нельзя разбрасываться умами, нужно их собирать. Еще один момент касается правового регулирования цифровизации. До сих пор по многим направлениям отсутствуют правила игры. В парламент, как отмечают депутаты, так и не внесли комплексный пакет законопроектов о поддержке и регулировании цифровой экономики, хотя сфер, требующих выработки определенных подходов, немало. Принятый недавно мажилисом законопроект “О венчурном финансировании”, казалось бы, решает проблему фондирования, но функционирование цифровых проектов, их интеграция и правовой статус в экономике остаются открытыми. Более того, по некоторым вопросам чиновники порой заявляют взаимоисключающие подходы. В частности, по криптовалютам, которым присущи высокие риски. Несмотря на всю “сомнительность”, уже появились ряд бирж и биткоиновые миллиардеры, звучат призывы к переходу на них в международной торговле. Некоторые страны запретили криптовалютные операции. Но цифровые технологии не признают национальных границ, и нередко наибольшее количество майнеров и пользователей происходит как раз из стран, запретивших криптовалюты.
Астана |