|
Мадина Меирманова Упрекая руководство страны в том, что у Казахстана накоплен якобы большой внешний долг, многие просто не знают о том, что внешний долг не есть долг государства. Но именно отсутствие такого юридического разделения в сообщениях приводит к истерии и нагнетанию страхов об “ужасном экономическом положении страны”. Впрочем, попробуем разобраться в цифрах
Информация о внешнем долге Казахстана обновляется каждый квартал и является открытой для любого желающего. Общая сумма долга на начало года составила 168,9 миллиарда долларов. Сумма огромная, к ВВП она составляет 108 процентов. Но дело в том, что внешний долг - это совокупный долг правительства, квазигосударственного сектора и частных компаний (так называемая межфирменная задолженность). То есть за бОльшую часть этого долга государство ответственности не несет. Например, к разряду межфирменной задолженности относится кредит, который получил от своей головной компании какой-нибудь ее местный офис (представительство). Благо таковых СП у нас в стране тысячи. Собственно долг, за который отвечает государство, небольшой (в общем объеме). Согласно данным, опубликованным на сайте Минфина, долг правительства составляет 30,672 миллиарда долларов (сюда входят обязательства по ГЦБ и внешние займы у международных организаций: МБРР, АБР, ЕБРР). Еще 9,5 миллиарда - долг Национального банка РК (он выпускает ноты, которые затем продает на внутреннем рынке, привлекая ликвидность) и чуть менее 1,5 миллиарда - гарантированный государством долг и задолженность по поручительствам. Все вкупе составляет около 23,7 процента (еще пару процентов прибавляют долги местных бюджетов).
По международным меркам подобная цифра крайне низкая. Согласно последнему отчету ВЭФ по Глобальному индексу конкурентоспособности Казахстан по объему государственного долга (то есть долга правительства и Национального банка) занял 11-е место в рейтинге среди 137 стран мира. Первое место в этом рейтинге занимает Гонконг с практически нулевым государственным долгом (всего 0,1 процента к ВВП). А на последнем, 137-м, находится Япония, чья государственная задолженность превышает 261 процент к ВВП. Но все же самый известный внешний долг у США. На сегодня, судя по онлайн-счетчику, он составляет около 20,634 триллиона долларов (!), увеличиваясь каждую секунду на несколько тысяч. В процентах от ВВП он составляет более 125. При этом стоит учитывать, что речь идет лишь о долге Федерального правительства США перед кредиторами. В озвученных показателях не фигурируют ни гарантированные государством долги, ни долги отдельных штатов. Вообще, развитые страны по уровню государственного долга намного опережают Казахстан. Например, у Франции размер госдолга приближается к 100 процентам ВВП, у Бельгии - близко к 120 процентам. Для сравнения: в Германии государственный долг равен 66 процентам к ВВП, а общий внешний долг страны (включая межфирменную задолженность) зашкаливает за 300 процентов. Мировым лидером по внешнему долгу (то есть не только долгу государства, но и долгу частных компаний) является... Люксембург. Госдолг у него составляет 20 процентов к ВВП, а общий внешний долг - более 6 тысяч процентов к ВВП (!). Кстати, в Гонконге, где валовый государственный долг 0,1 процента, внешний долг страны более 400 процентов к ВВП (каждый житель страны должен внешним кредиторам более 185 570 долларов). Подобные показатели, если речь заходит не о задолженности государства, а о долгах (внешних и внутренних) бизнес-сферы, является не только индикатором закредитованности экономики, но и демонстрирует экономическую активность. Поскольку показывает (особенно в рамках межфирменной задолженности, которая в общем объеме внешнего долга РК составляет более 62 процентов) степень заинтересованности головных компаний инвестировать в представительства своих компаний в РК. Например, в расширение и модернизацию производств. Как признают экономисты, сегодня правительственный долг Казахстана настолько низок, что многочисленные международные финансовые организации выстраиваются в очередь, чтобы предложить нашей стране займы как на уровне государства (и его гарантий), так и квазигосударственному сектору. Впрочем, в правительстве намерены “придержать удила” нацкомпаний и холдингов на предмет заимствований. Как сообщали ранее министры финансов и нацэкономики, правительство с этого года ввело лимиты для займов компаний квазигоссектора, чтобы снизить риски по внешним долгам госкомпаний. Как это случилось, например, в “КазАгро”, в котором “открылся” дефицит в 600 миллиардов тенге: до 2015 года холдинг заимствовал на внешних рынках капитала средства, которые раздал в виде кредитов. Теперь же, после двух волн девальвации, курсовая разница образовала порядочную “дыру”, которую теперь станут “закрывать” госвливаниями (обещают, что на возвратной основе) из бюджета и различных госфондов, включая фонд социального страхования.
Астана |