|
В монархиях Аравии начинают проводить новый курс во внутренней и внешней политике Когда (и если) король Саудовской Аравии Сальман ибн Абдул-Азиз, как объявили, приедет в Россию в октябре, на “хозяйстве” в королевстве останется принц Мухаммад бен Сальман, который некоторое время назад стал называться в государственных СМИ “заместителем Хранителя двух святынь” - должность новая для политической системы Саудии. Как, впрочем, и титул, который он носил до недавнего времени, - “наследник наследника престола”. Все эти политико-институциональные новеллы свидетельствуют об одном: принц Сальман - будущий король. И “почти король” сейчас, полагает “Независимая газета”
Принц Сальман принадлежит к новой правящей группе, появившейся в Аравии несколько лет назад. Правившие Саудовской Аравией и другими аравийскими монархиями геронтократы, в первую очередь покойный саудовский король Абдалла ибн Абдель-Азиз (1924-2015), стали продвигать на первые роли эту новую правящую группу, которую мы называем “младоаравийцами” по аналогии с младотурками. (Младотурки - политическое движение в Османской империи, которое начиная с 1876 года пыталось провести либеральные реформы и создать конституционное государственное устройство.) Этот курс был результатом консенсуса правящих элит, которые понимали необходимость глубоких социально-политических и политико-идеологических реформ в застойных аравийских обществах, обладающих большим экономическим потенциалом, который близится к исчерпанию, что исключало для разумных и мудрых политиков продолжение инерционного курса, сложившегося в Аравии в 1970-х, начиная с мирового энергетического кризиса. С того времени в аравийских обществах накапливались проблемы и конфликты, которые могли привести к аравийской весне, которую и призван был предупредить этот “белый (в смысле бескровный) переворот”. Так аравийские политики и эксперты называют эту альтернативу идущей с 2011 года арабской весне. Лидерами “младоаравийцев” являются саудовский наследник престола принц Мухаммад бен Сальман, наследный принц Абу-Даби Мухаммед бен Заид Аль Нахайян. Кандидат в эту группу нынешний эмир Катара Тамим бен Хамад Аль Тани, но несоответствие проводимой от его имени политики в регионе, то есть практическое непризнание им установок “младоаравийцев”, привело к разворачивающемуся сейчас катарскому кризису. Уровнем ниже ряд политиков, например, посол ОАЭ в США Юсуф аль-Утайба, госминистр Саудовской Аравии по вопросам Персидского залива Тамер аль-Сабхан. Политическая программа “младоаравийцев” представлена в сжатом виде в специальном номере Bloomberg Businessweek (апрель 2016-го), посвященном Мухаммаду бен Сальману, и в преамбуле “Саудовского видения-2030”, которое ассоциируется с наследником престола. В материалах американского еженедельника, согласованных с саудовскими заказчиками, говорится, что “в принце Мухаммаде США могут найти отзывчивого долгосрочного союзника в хаотическом регионе”. “Могут” здесь ключевое слово: это утверждение помещено в контекст, в котором сообщается о встрече принца Мухаммада с бывшим президентом Бараком Обамой, в ходе которой он выразил неодобрение проводимой Соединенными Штатами ядерной сделкой с Ираном. Готовность быть союзником США принц Мухаммад не делает безусловной, а ставит в зависимость от того, как себя ведут сами США. Сразу надо сказать, что “младоаравийцы” выстраивают отношения с другими, кроме США, великими державами - Россией и Китаем.
Особо рассматривается отношение принца Мухаммада (и всех “младоаравийцев”) к Израилю. В Bloomberg Businessweek разъяснение этой позиции вложено в уста сенатора-республиканца Линдси Грэма, который в составе делегации конгресса США встречался в Эр-Рияде с принцем. Грэм сообщает, что целый час во время встречи принц Мухаммад говорил об “общих врагах” и утверждал, что Израиль и Саудовская Аравия имеют общих врагов в лице “Исламского государства” и Ирана. В ряде СМИ появились сообщения о том, что принц Мухаммад бен Сальман в начале сентября тайно посетил Израиль в сопровождении саудовских армейцев и сотрудников спецслужб. Неизвестно, насколько это соответствует действительности. Но фактом является то, что и Израиль, и Саудовская Аравия едины сейчас в отношении к “Хезболле” и проиранским шиитским “милициям” в Сирии. В материалах Bloomberg говорится, что либерализация обязательно приведет к столкновению с ваххабитским духовенством, которое является одной из двух основ политического бытия Саудовской Аравии: семейства Ааль Сауд (династии Саудитов) и семейства Аальаш-Шейх (ваххабитского духовенства). Особенно американцев напрягает отношение к женщине в Саудовской Аравии. По этому поводу принц Мухаммад сообщил читателям, что “мы считаем, что в исламе женщинам гарантированы те права, которые они еще (в Саудовской Аравии) не получили”, тем самым сразу бросая вызов салафитскому (ваххабитскому) духовенству, которое категорически выступает против того, чтобы женщина водила автомобиль, самостоятельно, без сопровождения взрослого родственника-мужчины, передвигалась в публичном пространстве. Принц рассказал, что он “работает” над теми “людьми из религиозного истеблишмента, которые, искаженно трактуя ислам, блокируют предоставление женщинам прав, гарантированных исламом”. Ясно, что принц говорит не о том исламе, который исповедуют и практикуют “люди из религиозного истеблишмента”. Об исламе, как его видят саудовские реформаторы, говорится в преамбуле программы “Саудовское видение-2030”, которая в официозной пропаганде Саудовской Аравии подавалась как детище принца Мухаммада бен Сальмана. Слово “ислам” и производное от него “исламский” употребляются в тексте программы полтора десятка раз. Провозглашается: “Конституция нашей страны (Саудовской Аравии) - ислам...” Однако в документе подразумевается не ваххабизм, сейчас являющийся официальной религией Саудовской Аравии, а тот ислам, который хотели бы видеть “младоаравийцы” и все реформаторы, ислам умеренный. Альтернативой салафизму (ваххабизму) “младоаравийцы”, опять-таки с подачи аравийских геронтократов (здесь велика роль бывшего короля Абдаллы), продвигают умеренный ислам “золотой середины” (васатыйя), отрицающий экстремизм. Кстати, в Саудовской Аравии недавно ограничены прерогативы ваххабитской полиции нравов - “Комитета по поощрению добродетели и удержанию от порока”, его члены лишены права задерживать (арестовывать) нарушителей шариатских норм. “Младоаравийцы” делают ставку на арабизм. В преамбуле программы “Саудовское видение-2030” Саудовская Аравия позиционируется как арабское и исламское образование, то есть ей приписывается арабская и исламская идентичность. Причем арабская идентичность ставится на первое место. Такой крен от салафизма (ваххабизма) к арабизму обусловлен политической прагматикой. Однозначный и бескомпромиссный антишиизм в салафитском (ваххабитском) духе систематически и результативно работал на отторжение от еще не сформировавшейся саудовской нации шиитов-саудовцев, компактно проживающих в Восточной провинции, а также шиитов, составляющих большинство населения в Бахрейне, который состоит с Саудовской Аравией в тесных отношениях межгосударственного союза. К тому же однозначный и бескомпромиссный антишиизм в салафитском (ваххабитском) духе до сих пор не позволял Саудовской Аравии использовать антииранский потенциал значительной части шиитов-арабов в Ираке и Сирии. Теперь же “младоаравийцы” под лозунгом “арабизм” выстраивают союз с шиитами-арабами против шиитского Ирана, не игнорируя, естественно, арабов-суннитов.
В программе “Саудовское видение-2030” анонсируется создание “самого большого в мире” музея ислама. Музей будет знакомить с историей многовековой исламской культуры, которая распространилась по всему миру. В нем будут отделы для исламских улемов: по исламским наукам, исламской мысли, исламской культуре, исследовательский центр мирового уровня. Вполне допустимо расценивать этот проект, с одной стороны, как создание “резервации” для ислама в будущей Саудовской Аравии 2030 года, а с другой - как утешительный приз для ваххабитского духовенства. |