ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



ГОРОД, ИЗГНАВШИЙ МАШИНЫ Горячие новости / Исследования

Марк Лотвин
В эти дни самый крупный город страны Алматы переживает поистине знаковые перемены. Мало того что весь центр города буквально вздыблен экскаваторами и бульдозерами и весь центр преобразуется в пешеходную зону буквально на глазах, реализуется и другая, так сказать, городская реформа - по наведению порядка с парковкой автотранспорта

Во всяком случае так эти преобразования именуются в самом городском акимате, хотя у некоторой части горожан такое наведение порядка вызывает много вопросов. В частности внедрение платных парковок в центре города, что привело в конечном счете к оккупации всех окрестных дворов автомобилями, владельцы которых платить за парковку просто не желают. Мы неоднократно об этом писали и, судя по всему, будем вынуждены продолжать писать на эту тему.
Одновременно с этим акимат инициировал другое преобразование - снос всех (оговоримся - не всех...) оград и заборов в городе. Не всех, потому что есть места, где эти ограды и заборы почему-то оставляют, и причины такой выборочности нам пока неизвестны. Однако в основном все эти заборы уже снесены и продолжают сноситься. Объясняется это снесение красивой фразой о том, что “город должен быть открытым, без оград и заборов”.
И тут возникла уже парадоксальная коллизия. Заборы, ограды и шлагбаумы убираются, платные парковки внедряются, владельцы авто платить не желают и как раз-таки оккупируют окрестные алматинские дворы, которые остались, так сказать, перед этой оккупацией совершенно беззащитными.
Честно сказать, все эти действия какой-то логикой объяснить сложно. Потому что, решая одну проблему, сокращая обилие автотранспорта в городе, наводя порядок с оплатой парковок, городские власти породили новую, куда более серьезную проблему, когда жить в центре стало куда сложнее. Люди просто не могут частенько вывести детскую коляску на прогулку - так заставлены дворы и подходы к домам сторонними авто.
При этом объяснение сноса шлагбаумов и заборов заботой о том, чтобы обеспечить доступ к домам машин скорой помощи и пожарных становится тоже бессмысленным - если шлагбаум можно отрегулировать для подобных случаев и обеспечить всех жильцов дома специальными пультами, то плотно стоящие у домов авто в случае срочного визита пожарных растолкать быстро никак не получится.
Но повторимся, мы уже подробно обо всем этом писали. Сегодня хотелось бы обратить внимание на такой аргумент инициаторов всех этих сносов и внедрений - так, мол, делают “во всех цивилизованных городах мира”. Аргумент, конечно, “сильный”, если учесть, что города в мире разные и степень их цивилизованности - тоже. Мы же хотели вам рассказать о том, как это делается, например, в Лондоне, в котором нам довелось пожить и понаблюдать тамошние реалии.

 


Домик
для прислуги -
с гаражом
Начнем с того, что, как и везде, жилая недвижимость в Лондоне делится на квартиры и дома. Однако здесь у квартир и домов есть множество видов и типов. Поэтому в этом разнообразии сначала можно потеряться. А нам нужно, напротив, найти закономерности, и для этого нелишне рассмотреть основные типы жилой недвижимости в Англии в общем и в Лондоне в частности.
Сразу скажем, что тут есть основные отличия от наших понятий о недвижимости. Сначала в зданиях Англии идет этаж ground floor, потом - первый, второй этаж и так далее. Поэтому, если вам здесь сказали, что квартира находится на втором этаже, на самом деле она на третьем.
Большинство жителей Соединенного Королевства живут в отдельных домах. Самые престижные и дорогие дома - это, конечно, отдельно стоящие особняки на одну семью (detachedhouse). Они не имеют общих стен с другими домами, и вся территория вокруг дома в частной собственности, на которой можно возводить любые постройки, включая бассейны и детские игровые площадки. И, конечно же, гаражи.
Однако это и самое затратное домовладение, поскольку все работы по его обустройству, обслуживанию и ремонту ложатся на плечи хозяина. Да и расходы на отопление такого дома будут выше, чем у дома, имеющего общие стены с другими. Но сейчас не об этом...
В северной части Лондона, куда также относится район Хемпстед, который мы неплохо знаем, есть несколько целых улиц миллионеров, где каждый дом - произведение искусства, и стоимость на них исчисляется десятками миллионов фунтов стерлингов. Но есть и дома смежные (semi-detachedhouse) - это когда два дома имеют два отдельных входа, но построены рядом и у них одна общая стена.
Иногда они представляют собой зеркальное отражение друг друга, включая планировку, а иногда совершенно разные. Но каждый дом имеет свой отдельный сад, гараж или парковочное место перед домом. В Великобритании примерно треть всех домов - смежные.
Есть также так называемые террасные дома (terraced houses) или ряд домов (row house), которые представляют собой цепь домов, построенных рядом друг с другом и имеющих две смежные стены. Два крайних в ряду дома имеют по одной смежной стене. Еще их называют таун-хаусами.
Из-за нехватки земель для постройки новых домов в Англии очень часто нежилую недвижимость перестраивают под жилую. Так, например, когда-то обычные конюшни, расположенные позади домов, сейчас являются довольно престижным жильем. Называются они mews. Мы, к примеру, некоторое время жили в перестроенном под жилье здании бывшей пожарной охраны. Очень даже неплохо.
Любопытно, но иногда на рынке недвижимости в Лондоне можно встретить на продажу бывший крошечный домик для прислуги или конюха, но к тому же с гаражом (когда-то комнатой для кареты) на первом этаже. Сейчас это считается полноценным домом и стоит вполне приличные деньги.
И, наверное, тут не нужно объяснять, как владельцы всех этих домов решают проблему парковки своих авто - такой проблемы у них просто нет, потому что есть земля возле дома, собственный двор или дворик. Или, на худой конец, площадка перед домом, которую ни у кого из соседей занять не возникнет даже мысли. Потому как частная собственность или личное пространство у англичан - это понятие особое, тут иногда даже законов никаких не нужно, чтобы уразуметь - вторгаться не надо, это нехорошо, за это могут... Ну, скажем так, вызвать полицию, которая церемониться не будет, но об этом ниже.
В общем, они не вторгаются.

 


Многоквартирный
дом с бассейном
Но нам все же ближе тема домов многоквартирных. В таких домах (которых, кстати, в королевстве меньше, чем домов отдельных), кроме стандартных коммунальных услуг и council tax, нужно платить еще и взносы компаниям по обслуживанию дома. В их обязанности входят уборка и мелкий ремонт коммунальных частей здания, страховка здания, а также периодический капитальный ремонт. Иногда жильцы небольшого дома могут заниматься этими вопросами самостоятельно, без привлечения сторонних компаний.
В этом случае на таких жильцов и возлагается ответственность за территории, которые к данному дому относятся. Это не привычные нам алматинские дворы, а, как правило, просто обозначенные каким-то образом площадки. Но иногда они обнесены забором. И вот парковаться здесь имеют право только жильцы дома. У каждого из них есть электронный ключ от шлагбаума, и никто больше на данную территорию въехать не сможет.
Квартиры в Лондоне бывают в специально построенных многоэтажных домах (purpose built block). Иногда их еще называют court - двор. В домах более высокого уровня есть консьержи (portered block). Такие квартирные комплексы не очень высокие, к ним прилагаются коммунальный сад, иногда, в более современных постройках, бассейн.
Много квартир в Лондоне создано путем внутренней перестройки бывших больших жилых домов, находящихся в собственности одного владельца. Квартиры на нижнем этаже (ground floor) в таких домах, как правило, имеют свой сад, а зачастую и свой отдельный вход. Иногда этот сад может быть коммунальным, то есть все жители дома имеют право им пользоваться, либо имеют свой личный кусочек сада.
Самое непрестижное жилье - это квартиры в муниципальных домах, предоставленные государством малоимущим слоям населения. Однако в этих слоях тоже находятся предприимчивые граждане, которые выкупают эти квартиры у государства, а потом их сдают. Но соседи в таком жилье не самые лучшие. Такие дома называют tower blocks, или council houses.

А можно ли жить
вообще без авто?
А теперь о том, как в Лондоне регулируются отношения между владельцами авто и, собственно, самим городом.
Для начала нелепый, на первый взгляд, вопрос: можно ли жить в Лондоне без личного автомобиля? Многим нашим согражданам это сложно представить. Люди вообще даже не допускают мысли, что кто-то может ограничить их комфорт передвижения на автомобиле по городу. Посмотрите любой пост про платные парковки. Обязательно найдется много автомобилистов, которые считают, что им к машине прилагается кусок земли в центре города или прямо около подъезда, где они должны ее ставить. Интересно - как автомобилисты выживают в других крупных городах?
Так вот, честно, как на духу: машина в Лондоне - это скорее исключение, чем правило. Начнем с того, что Лондон - это скорее красный двухэтажный автобус, подземка и черный кэб, чем личный автомобиль.
В сторону центра подавляющее большинство лондонцев едут не на машине, а на общественном транспорте. Машины “изводят” с улиц этого города уже лет двадцать. Причем делают это жестко, планомерно и целенаправленно.
Есть неумолимая статистика. В 2016 году в Лондоне у 45 процентов домохозяйств не было автомобиля. Более того, Лондон - это единственный регион в Великобритании, где количество автомобилей снижается, а не растет.
Свидетельство тому - наш личный опыт. На машинах тут ездят семьи - раскидывают детей по школам и детским садам. Причем опять же - скорее те, у кого двое детей и больше. Молодежь и просто те, у кого нет необходимости перевозить большое количество грузов по разным точкам города, едут на велосипедах или общественном транспорте.
А на машинах если и ездят, то в основном в пределах своего района. Если надо ехать в центр, то даже если есть машина, скорее всего, люди предпочтут общественный транспорт. И это при том, что подержанные машины стоят в 2-4 раза дешевле, чем в Казахстане. Это по свидетельству наших, казахстанских знатоков вопроса.
Объяснение тут одно - ездить на машине очень дорого и не очень удобно. Дорого не потому, что машина дорогая, а потому, что страховка стоит больших денег, бензин в два раза дороже, чем у нас, за въезд в центр вам придется заплатить 11,5 фунта, то есть примерно 5000 тенге по современному курсу. А дальше еще надо припарковаться...

Бесплатно
припарковаться
нельзя нигде
А сколько стоит парковка в Лондоне? Простой ответ на этот вопрос - по-разному. Тут очень много составляющих - район, популярность места, время суток и прочее. В любом случае это будет недешево. Гораздо дороже, чем в Алматы.
Давайте посмотрим порядок цен и пару примеров. Само собой, есть миллион исключений, но в общем и целом - в центре парковка на улице будет стоить от 2,4 фунта (1050 тенге) до 4,4 фунта (1900 тенге) в час. Еще в качестве, как говорят автомобилисты, “бонус-трека” иногда надо поездить вокруг, чтобы найти парковочное место. И еще - более четырех часов в одном месте чаще всего стоять нельзя - выпишут штраф.
Крытая парковка с разной степенью охраны - от 5 до 15 фунтов в час (от 2200 до 6600 тенге). В спальных районах - 2-3 фунта в час.
Оплачивается все легко и просто - либо закидываете деньги в автомат и получаете специальную бумажку, которую вешаете на окно. Либо платите по телефону, указывая номер автомобиля.
Бывают ли исключения? Да - ночью можно парковаться бесплатно. В большинстве районов центра деньги за парковку берут с 8.30 до 18.30. Где много театров и ресторанов - там в субботу тоже платно. Воскресенья обычно бесплатные.
А у дома-то бесплатно?
По-разному. Начнем с того, что совсем не факт, что у вас получится припарковаться возле своего дома. Парковки вообще может не быть (если, как мы уже сказали выше, возле дома нет “собственной” территории). Современные жилые многоквартирные комплексы строят из расчета на то, что ни у кого нет автомобилей (carfreehousing так называемый).
А, скажем так, в непрестижных районах можно увидеть типичную для нас картину - все тротуары “запаркованы”. Иногда парковка есть в подвалах зданий, но она стоит дополнительные 50-100 (22 000 - 44 000 тенге) фунтов в месяц.
Но если вы все же паркуетесь возле дома, в котором живете, то в большинстве случаев нужен resident’s permit, то есть свидетельство, которое говорит о том, что вы не просто так приехали, а тут обитаете. Обычно такие на год покупают, и стоимость сильно зависит от района и автомобиля.
Предвидим вопрос: а как люди относятся к тому, что нельзя припарковаться бесплатно?
Очень даже нормально. Англичане - это нация землевладельцев. Эти люди столетиями покупают и продают землю и ценят ее. Они точно все рассчитывают, когда покупают кусок земли. И точно знают, что вместе с автомобилем никто не продает 6-10 квадратных метров земли в любой части Лондона.

Парковщики тоже
не дураки
Но везде есть исключения и варианты. Можно ли избежать оплаты парковки в Лондоне? Есть способы, но по-хорошему игра не стоит свеч. Попробовать можно, но шанс, что вас поймают за хвост и потом не отвертитесь, очень большой. И платить придется дорого. Проще сто раз заплатить. Поверьте на слово.
Обойти систему сложно, потому что за соблюдением правил следят, извините, английские люди. Люди, чья зарплата напрямую зависит от того, сколько штрафов они навыписывают.
А возможности заплатить упрощаются с каждым годом. Сейчас, например, есть возможность заплатить с помощью смс. Самые, как им кажется, хитрые и жадные могут сидеть в кафе или офисе рядом с машиной и платить за парковку только в том случае, если на горизонте появляется парковщик. Но парковщики - это тоже особая категория мытарей. Будут терпеливо сидеть в западне и оштрафуют вас так, что вы сами не поймете, как это случилось.
И в суде потом доказать ничего не сможете. Так что большинство играют в кошки-мышки с парковщиками до первого штрафа.
И заметим, что природная законопослушность в целом зашкаливает, но все равно штрафуют и делают на этом большие деньги. Центральный район Westminster известен своим серьезным отношением к нарушителям. В прошлом году только в этом районе насобирали штрафов на 24 миллиона фунтов (!). Сами понимаете, деньги для бюджета не лишние. А средний штраф здесь - 80 фунтов (35 200 тенге). Но! Если оплатил сразу - скидка 50 процентов.
И правила всем ясны. Хочешь ездить на машине - плати. Зато улицы свободные и пробок нет. Хоть город и строился в Средние века. Улочки кривые и узенькие, а пробок в разы меньше, чем в Алматы - отвечаем за свои слова.
И, кстати, много улиц теперь полностью сделали пешеходными, и город стал куда приятнее. Теперь с трудом верится, что когда-то та же Carnaby st. была проездной и на ней в два ряда еще парковались. Сегодня же по ней идешь с удовольствием, и по обеим сторонам нескончаемая вереница магазинов на любой вкус и карман, кафе, ресторанов и клубов.
И еще хотим заметить - без машины жить в Лондоне на самом деле большое удовольствие. Никаких расходов, никакой головной боли, автомоек, автосервисов, техосмотров, ремонтов и прочей траты времени и денег.
Но! Нельзя вот так просто взять и изжить автотранспорт на улицах, просто так запрещать автомобили и делать их дорогими - надо при этом развивать инфраструктуру и общественный транспорт. В Лондоне до 60-х годов прошлого века верили в светлое автомобильное будущее и до 80-х плохо развивали метро и автобусы. Только после знаменитого пожара в метро на станции Kings Cross 18 ноября 1987 года, когда погиб 31 человек, снова начали финансировать общественный транспорт.
Но настоящие инвестиции начались в 1999-м. И только после этого на автобусе и метро ездить стало не позорно. Машина перестала быть статусным символом, и количество поездок на ней поползло вниз, уступая дорогу автобусам и метро.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение