Ольга Шишанова Быть Или - или не быть? Трансграничной реке Или грозит серьезное обмеление. Почти 130 гидросооружений и 13 водохранилищ на китайской стороне и неконтролируемый расход стока на стороне Казахстана в очередной, но вряд ли обратимый, раз провоцируют экологическую катастрофу озера Балхаш
Казахстан и Китай делят между собой более 20 трансграничных водных источников. Самые крупные из них - реки Иртыш и Или. Причем озеро Балхаш почти на 85 процентов существует благодаря стоку воды трансграничной Или, которая берет свое начало в горах Северного Тянь-Шаня, образованная от слияния двух рек - Текес и Кунгес. Однако водность этого речного потока вот уже на протяжении нескольких десятилетий сильно зависит не только от климатических условий (многоводные и засушливые года), но и от антропогенного фактора. Известно, что Или протекает по большей части в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР и далее переходит на территорию Казахстана. При этом любопытно, что более половины ее водостока (815 километров) формируется как раз на территории РК. Потому-то, несмотря на грандиозные планы развития СУАР и забор воды из Или китайской стороной до пяти кубокилометров, Казахстану давно пора серьезно задуматься о неконтролируемом заборе воды на своей стороне. - Сумбурное ведение сельского хозяйства, эксперименты с растениеводством, выращивание риса и хлопка, которым требуется гораздо большее количество воды, чем то, что может дать Или, - говорит эксперт в области полевого земледелия Бекзат Сагындыков. - Загрязнение реки сточными водами (с обеих сторон), солями тяжелых металлов (достаточно вспомнить прошлый год, когда на реке дважды происходил массовый мор рыбы) ведет к тому, что река мелеет гораздо быстрее, чем если бы это было обусловлено природными причинами. Некоторые ученые, правда, считают, что колеблющаяся водность - в позапрошлом и прошлом году воды в Или было более чем достаточно - это вполне себе нормальное природное явление, нечто сродни усыханию и возможному будущему восстановлению Арала, забывая об антропогенном факторе.
В то же время независимый эксперт Александр Савицкий полагает, что “реализация китайской стороной всех запланированных проектов на реке Или приведет к тому, что к 2050 году сток реки в Казахстане уменьшится на 40 процентов. Более того, после ввода в строй промышленных, в основном нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих, предприятий в бассейне реки на территории Китая увеличится и загрязнение речной воды”. - Чтобы предотвратить еще и эту проблему, то есть контролировать экологию трансграничного стока, - продолжает Бекзат Сагыныдков, - у Казахстана почему-то не хватает целевого финансирования. Возможно, причина также в том, что в республике водные объекты вот уже на протяжении нескольких лет не могут поделить между собой разные министерства и ведомства, а у семи нянек, как известно, дитя без глазу. То есть речь может идти о принципах остаточного финансирования либо вообще отсутствии такового, что, в принципе, недопустимо. Особенно в свете уменьшения водности в Средней Азии. Таким образом, на казахстанской стороне сегодня действует лишь один трансграничный экопост “Дубунь”. Кроме того, не помешало бы решить вопрос и о переоснащении лабораторного оборудования базы РГП “Казгидромет” в Алматинской области. Однако более серьезную обеспокоенность в отношении реки Или все-таки вызывают планы китайской стороны относительно поворота ее стока предположительно на Таримскую впадину, а также заполнение озера Эбинур на территории КНР. В перспективе это может поставить под вопрос само существование озера Балхаш и Капшагайского водохранилища, что является темой отдельного разговора.
Астана |