|
Мадина Меирманова Специальные экономические зоны при идеальном раскладе должны стать драйверами экономического и технологического развития страны. Многочисленные льготы, установленные на этих территориях, должны привлекать инвесторов. Однако до сих пор СЭЗы скорее существуют, но не активно живут
На сегодняшний день в стране действуют 10 свободных экономических зон: “Астана - новый город”, “Морпорт Актау”, “Парк информационных технологий “Алатау”, “Онтустик”, “Национальный индустриальный нефтехимический технопарк”, “Бурабай”, “Сарыарка”, “Хоргос - Восточные ворота”, “Павлодар” и “Химический парк Тараз”. Для всех участников СЭЗ предусмотрен стандартный набор льгот: освобождение от уплаты КПН, земельного налога и налога на имущество, а также платы за право пользования земельными участками, но не более 10 лет со дня предоставления земельных участков. Товары, которые необходимы для производств на территории свободных экономических зон, облагаются НДС по нулевой ставке (по определенному перечню, который утверждает правительство).
Дополнительно для участников СЭЗ “Парк инновационных технологий” предусмотрены полное списание социального налога, увеличение предельной нормы амортизации программного обеспечения с 15 до 40 процентов. ПИТ вообще находится на “особом счету” властей. У его участников даже нет необходимости географически присутствовать на локальной территории СЭЗ, чтобы пользоваться преференциями. Впрочем, в этом случае на них не распространяются правила списания НДС и таможенных пошлин. Но к остальным предприятиям, находящимся в тепличных условиях, власти выставляют условие: не иметь структурных подразделений вне территории зоны (чтобы избежать ухода от налогообложения) и иметь не менее 90 процентов дохода от реализации товаров собственного производства. Практика таких специальных зон общемировая. И часто именно СЭЗ становятся точкой притяжения как крупного бизнеса, так и стартапов, которым выгодны экономия каждой вложенной тиынки инвестиций. В последние годы лидерами специальных рейтингов СЭЗ становятся специальные зоны в ОАЭ. Так, лучшая в мире открытая экономическая зона (ОЭЗ) для крупных компаний - Jebel Ali Free Zone (Дубай, ОАЭ). В специальной экономической зоне “Джебель-Али” в Дубае свыше 7200 резидентов, в том числе 100 из списка Fortune 500. Спустя 29 лет после открытия зона продолжает расширяться. Даже несмотря на кризис. Второе место тоже за Дубаем - лучшая в мире ОЭЗ для малого и среднего бизнеса - Dubai Multi-Commodities Centre (Дубай, ОАЭ). Дубайский центр биржевых товаров с 2012 года вырос на 40 процентов, а резиденты зоны - ведущие торговцы золотом - контролируют почти половину мирового рынка. Также на зону приходится 60 процентов экспортного рынка чая. В Казахстане СЭЗ развиваются, прямо скажем, со скрипом или, как дипломатично сообщил первый вице-премьер Аскар Мамин, “не так активно, как хотелось бы”. “Отдельные акиматы, местные исполнительные органы мало уделяют внимания вопросам привлечения инвестиций, наполнения проектов СЭЗ и ИЗ (индустриальные зоны. - “НП”)”. Даже такой пример, как информационное сопровождение, порталы индустриальных зон, СЭЗ. По отдельным СЭЗ и индустриальным зонам у нас информация была 5-6-летней давности. То есть практически не обновлялась”, - заявил он. Вообще проблема личной активности акимов в деле развития экономики регионов - давняя головная боль Астаны. Сколько ни призывают из центра акимов работать самостоятельно (зазывать к себе инвесторов, придумывать привлекательные для них проекты, создавать “тепличные условия”, чтобы местные МСБ стимулировать к росту), реакции с мест особо не видно. Уровень бюджетных дотаций из республиканского бюджета в местные никак не снижается. Что же касается СЭЗ, то они являются зеркальным отражением позиции акимов. Дело в том, что в большинстве из них управляющими компаниями являются государственные коммунальные предприятия. То есть квазиакиматовские структуры. А квазисектор у нас, особенно ГКП, чаще всего ориентирован на “существование”, а не на процветание. (Не зря же правительство намерено избавиться от всех них через приватизацию.) Об отсутствии личной заинтересованности акимов (как управляющих регионом, где эти самые СЭЗ находятся) сказал и премьер Бакытжан Сагинтаев: “Если мы сейчас посмотрим все наши бумаги, по докладам видно, что местные исполнительные органы больше заинтересованы в получении из республиканского бюджета денег на инфраструктуру. Все остальное мало интересует. Получить деньги, построить, а те, которые уже выделены, те готовые участки, которые уже имеются, каким образом работа проводится: это все зависит от того, кто выбран в качестве управляющей компании”. Заявив, что акимы не могут или не хотят, Сагинтаев призвал их отдать СЭЗ “в руки тех, кто умеет управлять и знает, как это создавать”. В качестве примера он привел Хоргос. “Это же показатель того, как мы можем дальше использовать возможности, которые будут передаваться уже законодательно - льготы и все остальные - нашим СЭЗ и ИЗ. Всего Казахстан “влил” в развитие свободных экономических зон более 400 миллиардов тенге. И это лишь вершина айсберга, ведь государство отвечает только за организацию территорий, подводку инфраструктуры и т.д. Инвестиционный объем производства в них около триллиона. Но в эту сумму включены и уже запущенные, и только запускающиеся производства. А потому стоимость товаров, уже покинувших зону, пока никто не называл. Равно как и возможный объем потерь бюджета от налоговых льгот для таких слабофункционирирующих СЭЗ, где слов больше, чем дела.
Астана |