|
К войне с наркоторговцами на Филиппинах может прибавиться и гражданская война, пишет портал EADaily. Положение президента Дутерте сложное, особенно внутри страны. Об этом свидетельствует как арест его главного критика, сенатора де Лимы, так и непрерывная критика со всех сторон внесудебных убийств. Недавно армия критиков Дутерте пополнилась новой мощной силой - к ним присоединилась католическая церковь, которая до последнего времени предпочитала оставаться в стороне. К неприятностям президента следует добавить и прерванное месяц назад перемирие с маоистами и коммунистами на Минданао, которое может вылиться в новую вспышку гражданской войны
Напомним, в начале февраля Родриго Дутерте объявил о выходе из режима прекращения огня между правительственными войсками и отрядами повстанцев из Новой народной армии (NPA). Президент, надо отдать ему должное, не первым отменил перемирие. Он сделал это через два дня после повстанцев, которые убили шестерых солдат и еще двоих похитили. Дутерте назвал коммунистов-маоистов “террористами” и обвинил их в том, что они убили солдат, как “свиней”. Возобновление боевых действий на острове Минданао произошло в самый неудобный для Манилы момент. Филиппины сейчас находятся в эпицентре громкого международного скандала. Обвинения в поразительной жестокости, с которой правительственные войска и полиция ведут войну с наркоторговцами и наркоманами, сыплются на Манилу со всех сторон. Дошло до того, что американцы даже не хотят Дутерте продавать оружие. Правда, эту проблему филиппинский президент быстро решил, договорившись покупать вооружение у России на недавней встрече с Путиным. Кстати, этот вояж в Москву был рассчитан на четыре дня, но вернуться домой одиозному лидеру пришлось уже через день. Причиной чему как раз и стало возобновление войны на Минданао. А эти боевые действия и вправду можно считать войной, ведь число жертв ее уже перевалило за семь тысяч человек. При этом, по данным правозащитников, около 60 процентов убийств совершают “неизвестные личности”. Так, на Филиппинах называют добровольцев вигилантов из эскадронов смерти, которые наряду с полицией и военными тоже охотятся за наркоторговцами и наркоманами. Они патрулируют улицы городов и деревень, причем нередко не скрывают своих лиц. Вигиланты казнят провинившихся выстрелами в голову или залепляя нос и рот скотчем. Действуют они не только по ночам, но и посреди белого дня. Тон в этой кровавой бойне задает сам Родриго Дутерте. Президент без ложной скромности публично хвалился, что причастен к убийствам не меньше тысячи преступников. “Все мои действия оправданы, потому что я уничтожаю зло”, - любит повторять президент Дутерте. За эти и множество других резких высказываний и признаний Родриго Дутерте заслужил прозвище “социопата и массового убийцы” от своего, пожалуй, главного критика на Филиппинах - сенатора Лейлы де Лимы.
Сенатор, журналист и адвокат Лейла де Лима познакомилась с Родриго Дутерте в 2009 году, когда он еще руководил Давао, главным портом острова Минданао, а она возглавляла филиппинскую организацию - Комиссию по правам человека. В Давао Лима ездила не любоваться красотами природы, а расследовать многочисленные слухи о деятельности эскадронов смерти, которым якобы покровительствовали городские власти и полиция. После расследования Лима стала непримиримым противником Дутерте, который руководил Давао с небольшими перерывами 28 лет. Она обвиняла и продолжает обвинять Родриго Дутерте в связях с эскадронами смерти Давао, которые якобы часто действовали по его приказам и устраняли неугодных ему людей. После того как Родриго Дутерте стал президентом Филиппин, отношения стали еще хуже. Только теперь арсенал возможностей Дутерте для того, чтобы рассчитаться с надоедливым сенатором, увеличился. Власти обвинили Лейлу Лиму в... наркоторговле. 24 февраля ее арестовали вместе с бывшим водителем, телохранителем и сотрудником управления тюрем и препроводили в столичную тюрьму. Главный свидетель Лимы - Эдгар Матобато - после ее ареста прячется в страхе за свою жизнь. Ценность Матобато для обвинения президента, действительно, трудно переоценить. Он был одним из организаторов эскадронов смерти в Давао, насчитывавших в 2013 году около трехсот человек, и состоял в них почти четверть века. Матобато принимал активное участие в расправах и лично убил не менее 50 человек. Счет похищенным им филиппинцам идет на сотни.
Среди многого прочего Матобато утверждает, что в 2009 году Дутерте лично приказал ему убить Лейлу Лиму на свалке. Он также утверждает, что собственными глазами видел, как президент, бывший тогда мэром Давао, собственноручно убивает людей. Убивали, похищали и пытали члены эскадронов смерти, конечно, не бесплатно. За голову рядового наркоторговца или бандита они получали три тысячи песо, более важные жертвы оценивались значительно дороже. Родриго Дутерте, со своей стороны, утверждает, что не знает Эдгара Матобато и никогда с ним не встречался. Правоохранители предложили Матобато включить его в программу защиты свидетелей, но он предпочел скрыться в джунглях. Еще один свидетель противников Дутерте, бывший полицейский Артуро Ласканас, тоже состоял более двух десятков лет в эскадронах смерти Давао. Давая в феврале показания на заседании сенатского комитета по опасным наркотикам и общественному порядку, он рассказал, что убил по приказам Дутерте почти 200 человек и заработал миллионы песо. Причем Ласканас и его коллеги убивали не только наркоторговцев и бандитов, но и противников Дутерте, в основном политиков и журналистов. Кроме гонораров за убийства, он получал от нынешнего президента в течение 20 лет ежемесячные выплаты в размере 100 тысяч песо.
Церковь против Филиппины - одна из наиболее религиозных стран планеты. Филиппинцы любят шутить, что верят в Иисуса сильнее папы. В стране запрещены не только аборты, но и разводы. Численность населения Филиппин перевалила за 100 миллионов человек. Более 80 процентов из них, по данным Статистического справочника за 2015 год, составляют католики. Президент Дутерте - человек решительный и откровенный. Конечно, он не мог не поссориться и с церковью. Кстати, он был католиком, но в конце жизни сделался атеистом и сейчас церковь не щадит. Достаточно напомнить, что после того, как шесть миллионов филиппинцев посетили мессу, которую отслужил папа Франциск во время посещения Манилы в 2015 году, Родриго Дутерте, тогда еще кандидат в президенты, в свойственной себе манере (можно вспомнить историю с Обамой) назвал понтифика “сыном шлюхи”. Поводом к оскорблению стали пробки в столице, к которым привел приезд понтифика. Позднее он, правда, извинился перед Ватиканом, но филиппинские епископы призвали верующих не голосовать за Дутерте. Призыв остался неуслышанным - Дутерте победил на выборах с большим отрывом. После избрания президентом Родриго Дутерте стал еще энергичнее обвинять священников в сексуальных преступлениях и коррупции. Он заявил, что в детстве сам подвергся сексуальным домогательствам со стороны священника. Церковь, по его словам, полна лицемерия и лжи. Католическая церковь полгода молча терпела нападки и оскорбления. Терпение лопнуло в феврале. Руководство филиппинской церкви опубликовало открытое письмо к верующим, в котором назвало войну с наркоторговцами “царством террора”, направленным против бедных. Церкви и монастыри дают убежище испуганным свидетелям. Церковь оплачивает похороны жертв войны и организует митинги. Самый многочисленный, собравший более 20 тысяч человек, прошел в феврале в Маниле. Его участники требовали от властей остановить бойню собственного населения. Кстати, недооценивать значение и силу католической церкви на Филиппинах, несмотря на очевидное снижение ее влияния, все же не стоит. Можно вспомнить, что в 1986 году она сыграла важную роль в свержении режима Маркоса. |