|
Мадина Меирманова Мажилису презентовали отчет правительства и Счетного комитета по исполнению бюджета прошлого года. Депутаты вновь оказались недовольны качеством работы правительства и обвиняют последнее в излишне лояльном отношении к дефицитным деньгам. И неправильном планировании...
Парламентарии рассматривают основной финансовый документ страны - бюджет - два раза в год. Точнее, первый раз они его утверждают, а второй - критикуют правительство за не слишком рьяное и качественное его исполнение. Как будто забывая, что каждый год они обивают пороги кабинетов министерств экономического блока, буквально выбивая дополнительное финансирование то на один, то на другой проект в родном регионе. В прошлом году неосвоенными остались 36 миллиардов тенге. Большая их часть (29 миллиардов) пришлась на Министерство обороны, которое не успело вовремя заключить контракт на поставку самолета, и поставщик (Россия) поднял цену. Далее неисполнителями (по убыванию сумм) значатся: Министерство внутренних дел (1,2 миллиарда), Министерство образования и науки (1 миллиард), Министерство иностранных дел (920,2 миллионов), Министерство сельского хозяйства (870 миллионов), Министерство юстиции (759 миллионов). Но, как выясняется, лучше пусть деньги не освоятся, чем освоятся неэффективно. А таких - неэффективно освоенных за 2016 год - глава Счетного комитета Нурмухамбет Абдибеков насчитал аж 268 миллиардов тенге. Министр финансов Бахыт Султанов тоже отметил, что далеко не все целевые индикаторы стратегических планов министерств и ведомств оказались достигнутыми. Так, в 2016 году в стратегпланах 17 госорганов было поставлено 479 целевых индикаторов, а достигнуто только 340. “107 индикаторов не достигнуто, 31 индикатор на исполнении, данные будут опубликованы во втором полугодии”, - сообщил министр.
Абдибеков считает, что даже достигнутые результаты не являются таковыми в “реальном понимании”. “Большинство администраторов оценивают достижение прямых и конечных результатов по распределяемым бюджетным программам, ограничившись перечислением средств местным исполнительным органам, согласно плану по платежам. При этом мониторинг достижения конечных результатов уже не производится. Тем самым фактическая достоверность отчетов не обеспечивается”, - сказал глава Счетного комитета. Депутаты таким подходом оказались весьма удивлены. Как же так, вопрошали они, деньги выделены, а результаты непонятно какие. Но гораздо больше парламентарии заинтересовались другим вопросом: каким образом госорганы, которые не достигли результатов вообще (а по некоторым из министерств процент недостижения индикаторов доходит до 30), умудрились освоить все бюджетные деньги, которые выделялись на работу по всем целевым направлениям. “По оценке Счетного комитета, снижение финансовой дисциплины в отдельных случаях напрямую связано с чрезмерной зарегламентированностью процессов, их сложностью и многоэтапностью, затратностью. Не способствуют улучшению ситуации частые корректировки подзаконных актов, существенно изменяющие требования к исполнению бюджета. Отмечены некачественная разработка отдельных правительственных программ и стратегических планов госорганов, несбалансированность их основных параметров между собой и с документами системы государственного планирования вышестоящего органа”, - резюмировал Счетный комитет. В общем, многие государственные органы, судя по всему, ставят цели “для галочки” или те, что “подсчитать” будет сложно. А другие вообще путают причины и следствия. Так посчитали депутаты, которые остались крайне недовольны тем, что важные для страны и граждан цели так и остались “на потом”. Артур Платонов, например, заявил, что материнская смертность, которая указана как причина низкого индекса здоровья женщин, - это не причина, а следствие. Причина - следствие плохой работы. “Доля школ, ведущих занятия в три смены (целевой индикатор не достигнут. - “НП”). Причины - демографический рост и повышение миграционной активности населения. То есть не там родились, не туда переехали”, - возмущался депутат. И задал вопрос, который красной нитью проходит через все встречи депутатов с правительством: “Когда создается стратегический план госорганов, есть какой-то анализ? И кто будет нести ответственность за то, что это все не выполнено?”. Пока мажилисмены лишь только приступают к чтению и анализу отчета правительства и Счетного комитета. Впереди еще целый месяц дискуссий и критики. Если парламент решит, что, по его мнению, отчет показывает неквалифицированность работы правительства, то Кабмину может быть объявлен импичмент. Впрочем, такого в истории казахстанского парламентаризма еще не случалось.
Астана |