Ольга Шишанова
Юристы решили попробовать примирить два противоборствующих лагеря - врачей и пациентов, жалобы которых друг на друга в Казахстане увеличиваются с каждым годом
Сегодня в Казахстане никто не занимается развитием базы медицинского права. Тех же законов, которые бы регулировали взаимоотношения врача и пациента, в республике явно не хватает, если не сказать, что их вовсе нет. Хотя в стране, по мнению генерального директора бюро семейного и медицинского права “АРМАН” Светланы Саукеновой, которым она поделилась с “НП”, давно “назрела острая необходимость законодательно урегулировать взаимоотношения между пациентами и врачами, врачами и клиниками, пациентами и администрацией клиник”. Частично деятельность по охране и защите здоровья казахстанцев, конечно, регулируется отдельными актами. Но целый пласт взаимоотношений остался без должного внимания и четкого порядка регулирования, считает Саукенова. Особенно это касается такой сферы, как женское репродуктивное здоровье, материнская и детская смертность, по поводу чего у родственников тех, кто погиб или стал инвалидом по вине врачей, жалоб на качество оказываемых медицинских услуг, в том числе судебного характера, накопилось больше всего. Так, согласно статистике, если в 2011 году в Министерство здравоохранения Казахстана от пациентов поступило более 2,5 тысячи жалоб, из которых только 29 процентов были признаны обоснованными, то за первое полугодие 2012 года таких жалоб оказалось в два раза больше - 5,2 тысячи. Проверка половины из них подтвердила некачественное медобслуживание, что и привело в некоторых случаях к смерти пациентов. Не случайно судебные дела, заведенные на медицинских работников, все чаще сегодня завершаются в пользу пациентов, которым выплачивают материальную компенсацию за причиненный ущерб здоровью. Вот только процент таких завершенных к удовлетворению истцов дел мизерный. По данным Генеральной прокуратуры, количество судебных исков на качество предоставляемых медицинских услуг по гражданским делам в 2011 году составляло 33 заявления, удовлетворение которых вылилось в сумму более 374 миллионов тенге, в 2012 году - 78 исков на сумму 825 миллионов тенге, а за первое полугодие 2013 года - 42 иска на сумму свыше 771 миллиона тенге.
Сравните эти десятки удовлетворенных исков с тысячами жалоб. Еще одной проблемой является то, что сегодня юристов, которые бы специализировались на медицинском праве, в Казахстане, как и на просторах СНГ, кроме России (в Москве есть национальный институт медицинского права), не готовят. С другой стороны, врачи должны лечить пациентов или хотя бы учиться это делать, а не тратить время на бумажную волокиту, даже занимаясь правовыми вопросами. Пока же в итоге получается огромный разброс в законодательных актах, и возможность урегулирования вопросов мирным путем сведена практически к нулю, поскольку жалобы носят разнообразный характер - от неполной информации об оказываемых медицинских услугах до элементарного недопонимания врача и пациента. Но при этом, по словам Светланы Саукеновой, как ни странно, порой именно такие жалобы со стороны пациентов не всегда бывают обоснованы. И врачам приходится тратить на судебные разбирательства свое время, которое они могли бы уделить пациентам или повышению своей квалификации. Кроме того, остаются открытыми вопросы не только взаимоотношений, но и проведения необходимой экспертизы, да и просто того, что у многих клиник отсутствует юридическая служба. В любом случае, уровень знаний и умений и тех и других необходимо повышать, чему, к слову, будет посвящена первая Международная научно-практическая конференция в Казахстане “Медицинское право РК: современные проблемы и перспективы развития”, которая состоится в Астане в конце этой недели.
Астана
|