Взгляд Сергея Козлова
Рожденному ползать можно и по самолету
|
На 12 августа намечены торги по имуществу завода малых самолетов “КазАвиаСпектр” в Карагандинской области. Событие, прямо сказать, невеселое, если учесть, что с этим предприятием были связаны определенные надежды. На появление, например, у нас своих самолетов для обслуживания сельского хозяйства. Но этого не случилось. Напомним, что завод торжественно открыли пять лет назад при участии главы государства, и инициаторы проекта говорили тогда очень много высоких и красивых слов. О том, что вот теперь-то мы не только будем выпускать свои самолеты, но и экспортировать их за рубеж. И президент страны, которому соответствующие чиновники и ответственные лица всячески обещали успех в этом деле, похвалил руководство области. Вот как отмечали открытие завода тогда, в ноябре 2011 года. “На авиазаводе планируется выпуск многоцелевых самолетов “Сункар” с максимальной дальностью полета 1500 километров. Они могут использоваться для аэрофотосъемочных работ, патрулирования нефтегазопроводов и деловых полетов. Производственная мощность предприятия - 36 самолетов в год. Примечательно, что еще до начала ввода в эксплуатацию завод был обеспечен заказами на три года вперед”. Отмечалось также, что “это не “отверточное” производство, а предприятие полного цикла - от отечественного авиационного конструкторского бюро до самолетостроительного завода”. В общем, все было как у нас - наши самолеты уже почти летали... Добавим, что завод этот вошел в “Карту индустриализации” и стал частью Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию (ПФИИР), которая должна была изменить нашу экономику. А по программе “Дорожная карта бизнеса-2020” на строительство инфраструктуры завода было выделено более 700 миллионов тенге. Компания “КазАгроФинанс” предоставила для этого несколько кредитов под льготный процент, в итоге договор займа вышел на сумму более миллиарда тенге. Также в завод были вложены и собственные средства предприятия. И вот прошло пять лет - и завод выставлен на торги. Причем стартовая цена сегодня ниже стоимости, в которую проект оценивался пять лет назад. Это один миллиард 22 миллиона тенге, что сегодня составляет около трех миллионов долларов. А вот пять лет тому назад, когда запускали завод, проект оценивали в два миллиарда тенге, а это по тогдашнему курсу - более 13 миллионов долларов. Так что же произошло? Объяснения сегодня звучат какие-то путанные и совершенно нелепые. Мол, “между “КазАвиаСпектром” и его партнером из Казани возникли разногласия”. Разногласия эти сопровождались взаимными обвинениями. Руководство авиазавода обвиняло российских специалистов в том, что они не предоставили чертежи по выпуску самолетов. Российский партнер обвинял карагандинский авиазавод в неисполнении обязательств по договору. Вам понятно что-нибудь? Уточним: завод не выпустил ни одного самолета. Ни одного. Несмотря на выделенные кредиты, обещания президенту, громкие реляции и бесчисленные победные публикации в прессе. И вот опять хотим задать вопрос: а кто конкретно был ответственен за реализацию проекта? Были ведь назначены какие-то специалисты, “вели” проект чиновники и т.д. Кто-то докладывал главе государства о ходе реализации проекта. Кто они? Кто, в конце концов, обманул президента, можно хотя бы это узнать? Понятно, что это событие как-то не заметили ни официальные наши СМИ, ни чиновники, ни наши славные депутаты. Кто в отпуске, кто Олимпиаду смотрит, а кому и вовсе не совсем понятно: а чего, собственно, интересоваться-то? Ну “прокукарекали”, ну обещали, ну... не получилось - что, в первый раз, что ли? Не в первый и не в последний, уж в это мы охотно верим. А ведь самолеты уже почти летали... |