Мадина Меирманова Казахстан в очередной раз корректирует государственную экономическую политику. Причина - затянувшийся экономический кризис, который значительно ударил по бюджету страны и поставил под угрозу финансирование развития экономики страны. По сути, сегодня правительство намерено возвести в ранг госполитики правило ручного управления экономикой
Текущая экономическая ситуация в мире крайне негативно отражается на состоянии дел в Казахстане. Стоимость нефти, одного из наших основных экспортных товаров, все еще находится на уровне ниже себестоимости добычи на большинстве наших “старых” промыслов. Рост цены барреля в мае-июне немного сглаживает ситуацию. Однако пока средняя стоимость за шесть месяцев составляет 38 долларов за баррель (при том что большинство старых скважин рентабельны лишь при цене в 60-70 долларов). Стоимость металлов также упала за последнюю пару лет почти на 50 процентов. В неблагоприятной ситуации добывающие компании снижают свои расходы. Экономия касается как ряда инвестиционных статей (например, модернизация или запуск новых проектов), так и ежедневных расходов. В том числе и зарплатного фонда. Помнится, еще год назад тогдашний министр энергетики прогнозировал, что только в нефтедобывающей отрасли могут потерять работу до 50 тысяч сотрудников. Речь шла как о работниках нефтедобывающих компаний, так и о сотрудниках компаний, работающих в смежных отраслях. В том числе и обслуживающих нефтянку. Снижение активности только в одной добывающей отрасли тянет за собой и торможение роста в переработке. А в целом все это снижает объемы поступления налогов в бюджет. Ситуация с бюджетом сегодня хуже, чем хотелось бы. Девальвация тенге позволила почти в два раза увеличить тенговую ликвидность и обеспечить социальные выплаты гражданам. Но на развитие и обеспечение роста экономики, особенно в тех сферах, которые зависимы от поставок импортного оборудования или сырья, денег явно не хватает. Правительство было вынуждено заимствовать за рубежом миллиард долларов (кредит Всемирного банка) для обеспечения расходов бюджета.
К слову, депутаты уже не раз поднимали вопрос о возросшем уровне государственного долга страны. Мажилисмен Омархан Оксикбаев заявил, что установленный законом размер только правительственного долга в прошлом году превышен на сумму свыше 465 миллиардов тенге. “Это привело к свободному остатку бюджетных средств в размере 264 миллиардов тенге... Такого в истории независимого Казахстана не было. В 2015 году на погашение дефицита республиканского бюджета было использовано внешних займов более 1,1 триллиона тенге - это в девять раз больше, чем в 2013 году. Как видно из отчета, практически 16 процентов затрат республиканского бюджета осуществляем за счет бюджетных займов. Вместо того чтобы жить по средствам, мы влезаем в долговую яму. Только на этот год уже заимствованы два миллиарда долларов на покрытие дефицита республиканского бюджета”, - возмутился депутат. Однако премьер-министр страны считает, что в Казахстане соблюдается баланс между внешними займами, возможностью жить по средствам и стабильным развитием. Мы поднимаем этот вопрос. “Мы считаем, что нужно находить баланс между своим развитием и внешними займами. В то же время, я думаю, что сотрудничество с такими международными институтами, как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк, помогает нам не только инвестировать в нашу экономику, но в то же самое время помогает нам проводить структурные реформы повышения конкурентоспособности нашей страны”, - заявил Карим Масимов. Сегодня правительству необходимо откорректировать собственную политику по займам в части балансировки между необходимостью развития и финансированием этих процессов. Это и есть те самые изменения в государственной экономической политике. Ключевых вопросов несколько: внешние и внутренние займы, рациональное использование средств Нацфонда и реформирование банковского сектора. Внешние займы уже упоминались. Впрочем, правительство не намерено на этом останавливаться. И готово продолжать занимать деньги за рубежом. Но на этот раз - на целевые проекты. Например, для расширения количества поливных земель в стране для развития сельского хозяйства. “Одна из ключевых задач - это увеличение количества поливных земель. Земли у нас много в Казахстане, а поливной земли у нас недостаточно. (...) Мы будем решать этот вопрос как за счет займов внешних институтов”, - заявил Масимов. И рассказал, что на эту тему он уже разговаривал с представителями Европейского банка реконструкции и развития. С Национальным фондом ситуация сложнее. Ежегодные трансферты из него сегодня становятся едва ли не основным источником дохода для региональных бюджетов. По словам мажилисвумен Елены Никитинской, “за последние пять лет в структуре доходов республиканского бюджета прослеживается тенденция замещения налоговых поступлений трансфертами из Нацфонда и нижестоящих бюджетов”: “Если в 2011 году трансферты составляли 29,8 процента от доходов, то за 2015 год их удельный вес возрос на 13 процентов, составив почти 43 процента”. Такая практика “помощи из центра” уже давно снижает активность регионов по развитию собственной налогооблагаемой базы. И, по сути, является дестимулятором интереса саморазвития. Об этом неоднократно говорили эксперты разных уровней, предлагая сокращать объемы финансирования регионов из Национального фонда и давая возможности местным акиматам самим стимулировать развитие бизнеса (то есть плательщиков налогов) на своих территориях. Что же касается возможной нехватки финансов для стимулирования экономического роста (в том числе через кредитную поддержку ключевых отраслей), то на помощь решено привлечь внутренние резервы. Ключевой из них - средства ЕНПФ. (Об этом “НП” уже неоднократно писало.) Но есть еще один важный источник финансирования. Он будет направлен на замещение части сегодняшних бюджетных расходов на социальную сферу. Речь идет об обязательном медицинском страховании. Предполагается, что средства фонда частично компенсируют бюджетные расходы на предоставление обязательной медицинской помощи (поскольку будут выделяться уже не бюджетом государства, а работодателями или самими работниками). Окончательные формулировки и направления новой экономической политики станут ясны уже к сентябрю. В начале новой парламентской сессии правительство придет к депутатам с уточнением бюджета на 2016 год и рядом поправок в законодательство по вопросам обновления экономической политики государства. “Для того чтобы мы могли максимально активно использовать наши ресурсы вкупе с решением тех задач, которые перед нами ставит глава государства, и текущей экономической ситуацией”, - заявил Масимов.
Астана |