Алла Иванилова Внедрение трехъязычного обучения в школах Казахстана начнется в 2017/18 учебном году. По плану в 2019 учебном году старшеклассники уже будут изучать ряд предметов на английском языке. Однако многих родителей интересует вопрос: успеет ли Министерство образования и науки подготовить самих “трехъязычных” учителей
Идея о внедрении трехъязычного образования появилась не сегодня, и работа в этом направлении идет не первый год. В настоящее время уже в 117 школах обучение ведется на трех языках: казахском, английском и русском. Им охвачены 63 тысячи учащихся, что составляет, правда, лишь 2,3 процента от их общего числа. Изучение английского языка с первого класса введено в 2013/14 учебном году, а начиная с прошлого учебного года увеличено количество часов - для первоклашек два часа в неделю, а в последующие годы - во втором, третьем, четвертом классах - по три часа. В 2017/18 учебном году в пятый класс придут ученики, которые начали изучать английский с первого класса. Поэтому с пятого класса начнется подготовка к переходу на английский язык обучения в старших классах. Трехъязычное предметное образование в Казахстане станет обязательным в 2019 году и только для старшеклассников. Все школьники с седьмого класса начнут изучать историю Казахстана на казахском языке и всемирную историю на русском языке независимо от языка обучения. Также в 10-м и 11-м классах химия, физика, биология, информатика будут преподаваться на английском языке. Полный переход на трехъязычное обучение планируют завершить к 2023 году. Причем это затронет на одинаковых условиях городские и сельские школы. На реализацию новшества государство планирует выделить астрономическую сумму - 1 триллион 391 миллиард тенге.
Если деньги чиновники изыскали, несмотря на трудные экономические времена, то где Министерство образования и науки найдет столько учителей, свободно владеющих языками и одновременно знаниями естественно-математических наук? Глава ведомства уверен, что с педагогами по казахскому языку проблем не будет. Единственное, нужно поменять методику преподавания языка. В Англии, Финляндии есть методики, позволяющие даже иностранцам освоить язык за четыре-пять месяцев. Существующие в Казахстане методики за месяцы и годы обучения казахскому языку не дают желаемого результата. Поэтому для педагогических вузов будет разработана новая программа. Ресурсы для этого есть - в Назарбаев Университете, Назарбаев Интеллектуальных школах, казахско-турецких лицеях. Гораздо проблематичнее с англоязычными педагогами. В целом, как говорил министр образования, чтобы реализовать систему трехъязычного образования в стране, необходимы 32 тысячи преподавателей, свободно владеющих английским языком. С этой задачей ведомство намерено справиться в течение трех лет. В первую очередь будут привлекаться выпускники международной программы “Болашак”, готовиться педагоги в вузах и колледжах, повышаться квалификация школьных учителей, а также задействуют программы по обмену студентами и привлечению волонтеров, будут приглашать зарубежных специалистов - носителей языка. Специальные отделения педагогического, инженерно-технического и естественно-научного направлений в рамках трехъязычного образования функционируют в 42 вузах. В 2016 году на базе Назарбаев Университета и 15 вузов республики планируется внедрение четырехмесячных курсов для 675 учителей по предметам “Биология”, “Химия”, “Физика”, “Информатика”. В 2017-2019 годах ежегодно в республике будут обучаться предмету на английском языке около пяти тысяч учителей. Также 816 педагогов прошли профессиональную переподготовку по международной программе “Болашак”. Систему подготовки учителей по программе трехъязычия проверили в Назарбаев Интеллектуальных школах. Специалисты из этих школ обучат своих коллег из общеобразовательных заведений. Все семинары будут проходить онлайн. Для этого более 2,5 тысячи школ подключат к скоростному интернету. Особого внимания заслуживает и вопрос подготовки адаптированных для наших школ учебников на английском языке. Минобразования планирует использовать пособия, по которым учатся в Назарбаев Интеллектуальных школах и международных школах. Также будут адаптированы зарубежные учебники по четырем предметам - информатика, физика, химия и биология для старшей школы. Насколько эти меры позволят эффективно внедрить полиязычное образование, пока неизвестно. Но чиновники уверены, что нововведение должно успешно войти и прижиться. Хотя есть и сомнения, которые касаются главным образом сроков внедрения инициативы. Слишком оптимистично полагать, что практика Назарбаев Интеллектуальных школ, где сосредоточена большая часть педагогической элиты и наиболее одаренных детей, может быть транслирована на всю систему общеобразовательных школ Казахстана. Ведь речь идет не о бытовом общении, а о научной терминологии на английском языке. Чего греха таить, большинство и учителей, и учеников вряд ли знают английский язык в таком объеме, чтобы передавать и воспринимать научную информацию, учитывая, что физика и химия и без того сложны в понимании. Поэтому опасение, что в ходе такого преподавания ухудшится успеваемость, вполне обоснованно. Между тем, забегая вперед, Министерство образования и науки планирует в перспективе, что в ЕНТ появятся вопросы на английском языке и английский язык станет обязательным предметом тестирования.
Астана |