|
Алла Иванилова
Единое национальное тестирование финишировало. Чиновники подвели его итоги, констатируя, что “повысились качество образовательной деятельности в школах и мотивация выпускников для поступления в вузы”. Между тем планируется, что со следующего года ЕНТ будет проходить в новом формате
В этом году в привычном формате ЕНТ проводилось в последний раз. Планируется, что со следующего учебного года его формат будет трансформирован и разделен на два этапа: выпускные экзамены в школе и SIT (интеграционные тесты System Integration Test) в вузах. Более подробную информацию Минобразования не озвучивает, обещая это сделать на августовском совещании педагогических работников. Также содержание тестов значительно изменится - будет больше смысловых заданий. Планируется, что в следующем году ЕНТ уйдет из рейтинга акимов и школ. Между тем идея реформирования Единого национального тестирования, которое проводится в Казахстане с 2004 года, появилась еще в 2011 году, когда стартовала Государственная программа развития образования, рассчитанная до 2020 года. Именно этим документом предусматривались два экзамена: один тест - после окончания школы и второй - по профильным предметам при поступлении в вузы. Таким образом, государственные мужи рассчитывают оценивать знания выпускников “более предметно и близко к будущему профилю”, а также уровень их навыков и компетенции, поскольку второй экзамен будет связан с написанием эссе и различными заданиями. Это нечто подобное тому, что было в советское время. Ожидалось, что апробация двухэтапного тестирования начнется в 2013 году в 32 школах страны, а повсеместно ее будут проводить с 2015 года. Однако этого не произошло. За 12 лет к Единому национальному тестированию, в котором за эти годы приняли участие свыше 1,5 миллиона человек, а это более 80 процентов от общего количества выпускников школ, в стране уже привыкли. Его не сопровождают, как в первые годы, скандалы. Однако все еще звучат предложения отменить и вернуть советскую систему экзаменов, при этом “противники” ссылаются на неудачный опыт других стран, в том числе соседней России. На это чиновники парируют, что у единого тестирования “одна великая социальная миссия - это распределение государственных грантов”. Если госгранты отдать в вузы, то глава Минобразования уверен, ни о какой справедливости или контроле государства над тем, как распределяются государственные деньги, выделенные на образование, не будет. При этом стоимость проведения единого тестирования составляет около 3,5 процента от всех образовательных грантов.
Давайте вспомним, для чего внедряли ЕНТ. Чтобы побороться с коррупцией в школах и вузах, так как компьютер подкупить нельзя, для независимого контроля качества работы школ и снятия стресса у абитуриентов. Коррупцию этим самым полностью не искоренили, она перешла в другие места, стрессы у выпускников, наоборот, увеличились. Более того, некоторые даже связывают суициды школьников с ЕНТ, а что касается мониторинга школ, то, видимо, он тоже оказался неэффективным, раз рейтинги хотят отменить. Спорный, но плюс, что сейчас все решает машина. За педагогами осталась лишь образовательная функция. С одной стороны, это хорошо, поскольку исключается так называемый личностный подход, когда учитель из-за личной неприязни мог занизить оценку на экзамене. С другой - какими бы плохими или хорошими педагоги ни были, они “инженеры человеческих судеб”. Сегодня ученики, приходя на тестирование, не смотрят в глаза учителю, а думают, как бы правильно заштриховать кругляшок на листе ответов. Мы всегда внедряем опыт более “продвинутых” стран, но не учитываем многого. Да, на Западе активно используется институт тестирования, но это не возведено в ранг самого главного экзамена в жизни школьника. К тому же многие европейские страны отказываются от такого подхода к экзаменации абитуриентов. Так, Единое государственное тестирование было переведено из обязательного в разряд добровольного во Франции, Германии, Испании, и его результаты рассматриваются только в качестве дополнительной информации о студенте при поступлении в вуз. “Любители” тестирования - Соединенные Штаты Америки. Но там накоплен большой опыт промежуточных тестов, которые проводятся на разных уровнях в школах постоянно. Казахстан пошел по пути Болонского процесса, а это значит расширение доступа к европейскому образованию, дальнейшее повышение его качества, а также повышение мобильности студентов и преподавательского состава посредством принятия сопоставимой системы ступеней высшего образования, использования системы кредитов, выдачи выпускникам казахстанских вузов общеевропейского приложения к диплому. Раз мы ориентируемся на западную систему, нельзя не сказать, как на самом деле проводится отбор в лучших вузах мира. Взять хотя бы Оксфордский университет, выпустивший около 50 нобелевских лауреатов, лидеров мирового масштаба, великих деятелей искусства и науки. Тест там является второстепенным, в первую очередь проверяются индивидуальные и интеллектуальные качества, нужно пройти специальное собеседование с профессорами, доказав, что у вас есть не только способности к обучению и сильная мотивация, но и лидерские качества. Абитуриенту дается научный труд одного из деятелей науки, и целью является найти его минусы и в дискуссиях убедить профессора в своей правоте. В другом собеседовании придется отвечать на самые каверзные вопросы, которые должны продемонстрировать у кандидата широкий кругозор, собственное мнение и эрудицию. Процесс обучения в Оксфорде состоит не только в овладении знаниями, но и в умении вести дискуссии - спорить, отстаивая свою точку зрения. Каждую неделю студент пишет эссе и представляет его на суд своего персонального наставника. Задачи у обеих сторон разные: у преподавателя - раскритиковать, а у студента - защитить.
В этом году Единое национальное тестирование сдавали 84 тысячи выпускников школ. Из них максимальные 125 баллов набрали только 19 человек. Хотя по сравнению с прошлогодним тестированием, когда “рекордсменов” было всего пять, это большое достижение. При этом свыше 100 баллов набрали около 20 процентов выпускников, или 16 565 человек. А вот право на получение знака “Алтын белгi” подтвердили всего 50 процентов из претендовавших. Каждый шестой выпускник (всего 14 252, или 17 процентов от общего числа сдававших) провалил ЕНТ, не преодолев пороговый уровень в 50 баллов. В этом году у них появилась возможность повторно сдать тестирование в августе, но уже на платной основе. Вторая попытка обойдется в 2242 тенге. На рассмотрение республиканской апелляционной комиссии поступило 547 заявлений на содержание 318 тестовых заданий, из них удовлетворено 141. В основном это апелляции по казахскому языку, биологии, математике, истории Казахстана. Основная причина удовлетворения поступивших заявлений: разночтения в учебниках разных авторов; технические причины, в том числе ошибки типографского характера. В целом средний балл по республике составил 81,2, в прошлом году был ниже - 79,4. Проанализировав все данные, представители Министерства образования и науки резюмировали, что ЕНТ-2016 показало хорошие результаты.
Астана |