|
Ольга Шишанова, Андрей Губенко
Сейчас все, что так или иначе касается земли, вызывает повышенный общественный резонанс. Не стал исключением и законопроект “О пастбищах”, презентация которого состоялась в мажилисе парламента. Тем более что проблема, которую новый закон призван решить, касается не столько животных, сколько людей
Ситуация с сельхозземлями, и в частности с пастбищами, в Казахстане и вправду катастрофическая. Так, например, из 188 миллионов гектаров пастбищ используется меньше половины - 80 миллионов гектаров. Но даже из этого количества не все они пригодны для использования - 27 миллионов гектаров, по словам секретаря комитета мажилиса по аграрным вопросам Жексенбая Дуйсебаева, деградированы. По той простой причине, что расположены вблизи населенных пунктов. Причиной их деградации является перенасыщение скотом. В частности, почти 87 процентов всего поголовья сельхозживотных находится на частных подворьях, и это ведет к тому, что скот выпасают всего лишь в радиусе пяти-семи километров от поселков. Данные Всемирного банка и вовсе указывают на то, что в Казахстане деградировано более 48 миллионов пастбищ. И все это “по причине нерегулируемого выпаса скота, ненормированной нагрузки на пастбища, что ведет к эрозии почвы и, как следствие, приводит к значительному снижению продуктивности земельных ресурсов - до 50 и более процентов”. Между тем, согласно данным Института географии МОН РК, допустимая нагрузка на пастбища не должна превышать от 20 до 30 процентов от общего количества используемой площади земельного надела. Что же касается выпаса КРС, то его количество сегодня, согласно данным проекта правительства РК, ГЭФ и ПРООН “Устойчивое управление пастбищными ресурсами”, в два раза превышает норму площади земельных наделов, предназначенных для этого самого выпаса. Что не может не вести к угасанию традиционных направлений животноводства - овцеводства, мясного животноводства, табунного коневодства и даже, казалось бы, такого неприхотливого вида хозяйства, как верблюдоводство. Чтобы вернуть все на круги своя, по мнению Дуйсебаева, “необходимо разгрузить площадь пастбищ вокруг населенных пунктов согласно допустимым нормам нагрузки, снять существующие барьеры между собственниками земель и пользователями пастбищ, а также дать полномочия на законодательном уровне местным исполнительным и представительным органам, органам местного самоуправления для регулирования по рациональному использованию пастбищ”. Однако на самом деле проблема шире. Ведь кроме “ленивого” выпаса можно было бы заняться интенсивным скотоводством, которое используется во всем мире там, где хозяин по-настоящему заинтересован в получении прибыли и одновременно сохранении земельных угодий. Только для этого необходимо, во-первых, работать, применяя более цивилизованные методы ведения скотоводства, а во-вторых, поменять психологию, которая в настоящее время нацелена просто на то, чтобы потребительски попользоваться угодьями, после чего безжалостно забросить их. Именно это является главной причиной низкой рентабельности и убыточности животноводства в целом по республике, из-за чего не приходится говорить не только о выполнении программы по экспорту мяса, которая уже должна была начать выполняться с января этого года, но даже и о достаточном насыщении внутреннего рынка. Впрочем, это обстоятельство, конечно, не умаляет значения законопроекта, регулирующего именно пастбищное животноводство. И сделать это нужно было давно, особенно имея огромный потенциал естественных пастбищных угодий, который, по большому счету, при умелом хозяйствовании прекрасно давно мог бы использоваться для создания кормовой базы и получения экологически чистой и дешевой продукции животноводства. Более того, как с удивлением констатировали парламентарии, оказывается, “не был даже определен уполномоченный орган в области рационального использования пастбищ”. Для сравнения: в Великобритании Закон “О пастбищах” регулирует не только вопросы эксплуатации земель, но и организацию выпаса скота и даже борьбу с вредными растениями. Аналогичный закон действует и в Монголии, согласно ему осуществляются меры по мелиорации и обводнению пастбищ. Между прочим, правительством этой страны, которое учитывает местные погодно-климатические условия, на мероприятия по развитию пастбищ ежегодно выделяется финансирование в размере почти трех миллионов долларов. Нечто подобное на законодательном уровне существует и в странах СНГ - в России, Киргизии, Туркменистане и Таджикистане. И только Казахстан, имея от общей земельной площади страны 70 процентов пастбищных угодий, до сегодняшнего дня не имел специального закона о пастбищах. А земельные отношения в сфере сельского хозяйства в основном регулировались Земельным кодексом РК и Законом РК “О крестьянских или фермерских хозяйствах”.
Комментарий “НП” Не будем обольщаться - никакой, даже самый правильный, закон сам по себе ситуации не изменит. Нужны перемены в сознании нашего народа. Сейчас положение в общих чертах таково. Крестьяне привыкли к тому, что домашняя скотина кормится как бы сама по себе. Казахстанская корова - это вообще занятный персонаж, заслуживающий отдельного рассказа. Молока она, может, дает и в пять раз меньше своей западноевропейской “коллеги”, но на жизнь семье хватает, зато и хлопот куда меньше. Сама себе находит пропитание, сама уходит и возвращается домой, а поскольку она, в сущности, дворняга, не берут ее ни болезнь, ни холод, ни зной. Или, к примеру, ишак. Тот вообще хоть номинально и является скотиной, на самом деле мало ушел от того состояния, когда предки домашних животных просто кочевали вслед за предками своих хозяев... Так вот, зимой от ишака проку мало, а ест он много, и сообразительные крестьяне просто выгоняют его на улицу, чтобы сам добывал себе пропитание. Только в отличие от ситуации в сказке “Бременские музыканты” выгоняют нашего осла не насовсем, а до весны, когда заарканивают ишака обратно, благо тот далеко от человеческих селений не уходит. Такое несколько, мы бы сказали, первозданное отношение к домашней скотине у наших крестьян было веками. Не изменилось оно и при СССР, когда сельское хозяйство вроде бы стало системой, но при этом все системные заботы взяло на себя государство (подведение на пастбища воды, строительство убежищ на случай непогоды и прочее). И вот времена изменились: земля стала частной ну или отдана в аренду определенным людям. Которые, по идее, отныне только и имеют право ею пользоваться. Однако по привычке и все остальное население склонно считать все, что само по себе растет на земле (а это и есть пастбища), как бы ничейным, общим. Возникает конфликт. С другой стороны, приватизированы только те участки, которые расположены недалеко от населенных пунктов и где существуют естественные источники воды. Потому что дешевле в обслуживании, поскольку не требуют постоянного поддержания, так сказать, пастбищной инфраструктуры. Все остальные - и уж, конечно, отдаленные - заброшены. В этой ситуации, понятное дело, функционирующие пастбища не справляются с нагрузкой и деградируют. Конечно, закон, регулирующий эту сферу, должен быть. И тем не менее повторимся, без изменения сознания, без отхода от экстенсивного, первобытного, по сути, сельского хозяйства проблема так и не будет решена.
Астана |