ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



КАЗАХСКАЯ АЛЯСКА Горячие новости / Исследования

Мурат Уали
В 1881 году между Россией и Китаем был подписан Петербургский договор, по которому российское правительство “соглашается на восстановление власти китайского правительства в Илийском крае, временно занятом русскими войсками с 1871 года”. Второй раз (после Аляски) Российская империя отказалась от уже практически завоеванной территории, хотя она, как спелое яблоко, готова была упасть к ее ногам...

Таранчинский
султанат
Если взглянуть на карту Казахстана, то можно увидеть, что наши самые большие реки - Сырдарья, Урал, Иртыш, Или, Чу, Эмель - берут начало в соседних странах. К нам они доходят уже изрядно обмелевшими. Активный забор воды из таких трансграничных рек соседями увеличивается с каждым годом и приводит к тому, что, возможно, скоро нам нечем будет поливать свою землю. Обмеление Или видно на примере Капшагая. А ведь все могло быть иначе, во всяком случае в дельте Или...
Илийский край, как назвали его китайцы, был образован после уничтожения Джунгарии как западная часть Синьцзяна. Его население представляло из себя конгломерат народов разных этносов и разных конфессий. В опустевшую долину Или китайцы переселили дунган из Ганьсу, таранчи из Кашгарии, сибо и солонов из Маньчжурии, ханьцев из Китая, монгол-чахаров из Монголии, а также расселили калмыков, перекочевавших в 1771 году из Калмыкии. Здесь также кочевали казахи и киргизы, а столица края Кульджа была столицей всего Синьцзяна. В географическом плане край является верхней частью илийской долины, где слияние Текеса и Кюнгеса образует реку Или, и восточным окончанием Жетысу. С севера и востока он ограничен хребтом Борохоро, а с юга - хребтами Терскей, Халык-тау, Музтаг большого Тянь-Шаня. Через знаменитый перевал Музарт в верховьях Текеса он соединяется с котловиной Восточного Туркестана. На западе граница края проходила по рекам Борохудзир и Чарын и была северо-западной границей Цинской империи и юго-восточной границей Российской империи.
В 1860-е годы Цинская империя оказалась охвачена пламенем народных бунтов и восстаний. При этом очаги восстаний постепенно распространялись по империи с востока на запад. Под влиянием крестьянской войны тайпинов в 1862 году в провинции Шаньси вспыхнуло восстание дунган. Дунганские ходжи и имамы провозгласили газават, призвали всех мужчин идти на войну с неверными маньчжурами, китайцами и калмыками, жертвовать своими жизнями и состояниями и сменить китайскую одежду на сартскую. Из Шаньси пламя восстания перекинулось в Ганьсу, а затем распространилось на Синьцзян. Ненависть к маньчжурам и мусульманский фанатизм дунган были настолько велики, что, оставляя под ударами цинских войск те или иные города, дунгане убивали своих жен и детей, чтобы они не достались на поругание врагу. Летом 1864 года восстали дунганские части военного гарнизона Урумчи. Город был частично разрушен и сожжен, сгорели огромные склады чая, предназначенного для отправки в Россию. Все маньчжуры и китайцы, составлявшие администрацию, а также калмыки, сибо, солоны, как полицейские силы, были вырезаны. В августе 1864 года началось восстание в Кульдже. Дунган поддержали их единоверцы таранчи (уйгуры), а также присоединились казахи и киргизы. В ходе восстания китайская администрация Синьцзяна не раз обращались с просьбами о помощи к русской администрации Оренбургского края. Но начальник Алатавского приставства Герасим Колпаковский отвечал, что не имеет права переходить границу и вмешиваться во внутренние дела Китая. Россия не вмешивалась в дунгано-таранчинское восстание и укрепляла границу, опасаясь его распространения на соседние народы Средней Азии. К марту 1866 года повстанцы захватили Кульджу, населенные пункты Баяндай, Суйдун, Кура, и контролировали большую часть Илийского края. Китайско-маньчжурская администрация была вырезана или бежала в пределы России. В 1864 - 66 годах несколько волн китайцев, калмыков, сибо и солонов общей численностью около 15 тысяч бежали в Жетысу.
После победы восстания в 1867 году одного из полевых командиров илийских таранчи Алахан Абильоглы выбирают султаном. Так на месте Илийского края возник Таранчинский султанат. А на месте покинутого китайцами Синьцзяна возникли три независимых мусульманских государства - кроме Таранчинского султаната Урумчинский султанат и государство Джетышар в Восточном Туркестане во главе с выходцем из Коканда таджиком Якуббеком. Ни Китай, ни Россия не признали созданные государства.
Отношения между Россией и Таранчинским султанатом с каждым годом ухудшались. Алахан султан не мог обеспечить порядок в султанате, да и был настроен враждебно. Более жесткий и энергичный правитель соседнего Джетышара Якуббек при помощи англичан и турок перевооружал армию и готовил нападение на Таранчинский султанат. Для России возникла угроза создания соседнего огромного и недружественного мусульманского государства под опекой Англии. Но главной потерей было сокращение торговли с Китаем. Резкое уменьшение поступления доходов в казну сильно беспокоило русское правительство. От пассивного наблюдения оно стало склоняться к решительным действиям - занять Кульджинский район, как называли его русские, навести порядок и, передав китайцам, восстановить торговлю. Тут и случай представился. В конце апреля 1871 года тысяча семей казахов найманского рода кызай во главе со старшиной Тазабеком Бусурмановым бежали из Верненского уезда в султанат. Султан не захотел возвращать беглецов и даже не ответил на требование Колпаковского. Это и стало поводом для вторжения.
В июне 1871 года русские войска под командованием генерала Колпаковского вторгаются на территорию султаната. В нескольких сражениях неорганизованные и плоховооруженные отряды султаната терпят поражение. Через восемь дней генерал Колпаковский занимает Кульджу. Султанская власть была ликвидирована. Тазабека Бусурманова поймали и сослали в Сибирь, а султана Алахана Абильоглы отправили в почетную ссылку в Верный, где он провел остаток своей жизни, получая от русского правительства ежегодную пенсию в пять тысяч рублей. По окончании операции Министерство иностранных дел России уведомило китайское правительство, что Кульджинский район будет возвращен Китаю, как только китайское правительство окажется в силах поддерживать в нем свою власть.

 



Судьба Илийского
края
В XX веке для таких операций придумали специальную формулу: “Был осуществлен временный ввод ограниченного контингента войск для поддержания мира”. В данном случае, в отличие от Афганистана, в Кульджинском районе действительно наступил мир и порядок. Русская власть оказалась тверже султанской, но гораздо мягче китайской. Были отменены рабство и грабительские поборы, уменьшились налоги, поощрялось развитие внутренней и внешней торговли. Жизнь вошла в нормальное русло.
А что делать дальше? Между региональной администрацией Туркестана и центральным правительством постоянно происходили споры о дальнейшей судьбе Кульджинского района. У туркестанской администрации и большинства российских военных сформировалось убеждение против обещанной передачи района Китаю. Русские генералы исходя из стратегических целей обороны считали, что, “оставив за собой богатую и плодородную долину Верхнего Или, мы заменим совершенно открытую, пересекающую степь границу труднопроходимым естественным рубежом горных хребтов. При этом необходимо во что бы то ни стало оставить за Россией контроль за перевалами Талки, связывающий Илийскую долину с Бороталинской, а также Музарт, ведущий из Илийской долины в Кашгарию”. Семипалатинский губернатор генерал Владимир Полторацкий предлагал решить проблему еще более кардинально, и, пользуясь ситуацией, захватить и Урумчи и Кашгарию, расширив государство до “естественных пределов”. Однако в правительстве думали по-другому. Охлаждая воинственный пыл генералов, МИД уверял, что “отказ от возврата был бы в полном противоречии с теми заявлениями, которые российское правительство неоднократно делало китайскому правительству”. При этом “отдача Кульджи не будет бесплодной жертвой. Потеря выгодной стратегической позиции будет вознаграждена восстановлением взаимовыгодной торговли с Поднебесной”. Вот он - ключ к разгадке событий! Ранее Россия получала огромные прибыли от транзита китайских товаров, особенно чая, в Европу. А в результате восстания торговые пути через Чугучак и Кульджу оказались перерезаны. Поэтому главные усилия правительства были направлены на восстановление прежней торговли, прибыли от которой были важнее дорогостоящих территориальных приобретений.
Что интересно, при китайском дворе также шли споры о судьбе Илийского края. Одна группировка во главе со столичным губернатором Ли Хучжаном рассматривала Синьцзян как отрезанный ломоть. Безусловно, в рассматриваемый период Синьцзян не мог являться для цинского правительства жизненно важным владением, поэтому Ли Хунчжан, как прагматик, убеждал, что владение Синьцзяном убыточно, предлагал забыть об этой “дикой земле” и вспомнить о “японской угрозе” с моря. Деньги, по его мнению, нужно вкладывать не в сомнительную демонстрацию мощи на далеком западе, а в гораздо более близкие проекты по реконструкции и строительству военно-морского флота. Группировка во главе с другим губернатором Цзо Цзунтаном убеждала в обратном. Она давила на патриотизм, убеждая, что после поражений в “Опиумных войнах” Китай должен продемонстрировать европейцам свою мощь в подавлении антицинских восстаний на территории Синьцзяна. Цзо Цзунтан также размахивал жупелом “русской угрозы”, убеждая, что если Китай не возвратит Синьцзян, то им овладеют русские, после чего они двинутся на Монголию и далее на Маньчжурию. В конце концов победил Цзо Цзунтан. В 1875 году он возглавил “Западный поход” китайской армии на Синьцзян. Сначала он залил дунганской кровью очаги восстания в Ганьсу, а затем овладел Урумчи и Кашгарией. Затем палач уйгурского и дунганского народов предъявил права на Илийский край.
Не повезло Казахстану, что в России победила точка зрения МИДа, а в Китае мнение Цзо Цзунтана.

 

Илийский кризис
Повторим еще раз, что для России, истощенной войной с Турцией 1877-78 годов, главным на тот момент было “восстановление упавшей торговли нашей с Западным Китаем...”. Именно ради этого русское правительство соглашалось на восстановление власти Китая в Илийском крае. Но за это согласие по Ливадийскому договору, подписанному в Крыму 20 сентября 1879 года, западная часть Илийского края с долиной Текеса и перевалом Музарт отходили к России, что составляло более 40 процентов территории края. К тому же в остальном Северном Китае открывались многочисленные русские консульства, и русские купцы получали значительные торговые преференции. Однако китайское правительство под влиянием группировки “ястребов” Цзо Цзунтана не ратифицировало договор. Чун Хоу, подписавший договор с китайской стороны, был обвинен в уступчивости и мягкотелости, а правильнее сказать, “был объявлен русским шпионом”. Богдыхан приговорил Чун Хоу к смертной казни, от которой его избавило лишь заступничество русского посольства. После отказа цинского правительства утвердить Ливадийский договор, в Китае резко активизировалась группировка Цзо Цзунтана. Кровавый генерал с помощью английских займов стал перевооружать свою армию и угрожать силой захватить Илийский край - и не только его, но всю Среднюю Азию. Демонстрируя решительность, он перенес свою ставку из центрального Китая в Синьцзян, захватив с собой гроб. Мол, вернусь “или со щитом, или в гробу”. Русское правительство, встревоженное “китайской угрозой”, тоже стало готовиться к войне. На Дальний Восток была послана эскадра адмирала Лесовского. Возник так называемый “Илийский кризис”. Обе страны, бряцая оружием, встали “стенкой” друг против друга. Таким образом, интересы Китая, России и мусульманского населения Синьцзяна сплелись в гордиев узел, который, однако, не был разрублен, а мирно развязан в 1881 году.
Пока Цзо Цзунтан в Синцзяне “бил в барабаны войны”, в Пекине возобладал прагматизм Ли Хучжаня - одно дело побеждать разрозненные и плоховооруженные отряды повстанцев, и совершенно другое - воевать с регулярной армией великой империи. В Петербург для переговоров был послан сторонник Ли князь Цзэн Цзицзэ. Для России тоже урегулировать “Илийский кризис” мирным путем и восстановить торговые отношения казалось важнее абстрактных геополитических соображений, поэтому МИД согласился на значительные территориальные уступки.
Долгие и трудные переговоры увенчались подписанием 12 февраля 1881 года нового русско-китайского Петербургского договора. Россия отказалась от претензии на долину Текеса (Казахстану опять не повезло). Из территории Илийского края общей площадью более 50 тысяч квадратных километров лишь западная часть (около 10 тысяч квадратных километров) оставалась за Россией с тем, чтобы там могли поселиться мусульмане, перешедшие в российское подданство. Новая граница прошла по реке Хоргос через Или на восточный конец хребта Кетмень. Ныне эта территория занимает большую часть Уйгурского и Панфиловского районов Алматинской области. Кроме того, китайские власти должны были выплатить России девять миллионов рублей в покрытие расходов по наведению порядка в Илийском крае.

 

 

В Китае с восторгом восприняли договор как значительный успех цинской дипломатии. Генерал Цзо Цзунтан стал героем Цинской империи, вернувшим ей Синьцзян. После окончания “Илийского кризиса” Пекин в 1884 году осуществил реорганизацию административной и политической структуры Синьцзяна. Его столицей вместо пограничной Кульджи стал более безопасный Урумчи.
Практически все дунгане и таранчи, не веря уверениям китайцев в амнистии, стремились покинуть Илийский край вместе с русской армией. По свидетельствам русских офицеров: “Мужчины, женщины, выставляя своих детей, с воплями обнимая ноги комиссара (по переселению), просили не оставлять их китайцам, обещая своими трудами, поведением, жизнью, если она понадобится, отблагодарить великого белого царя за милостивое разрешение переселиться к нам”. Последовавшая с 1881 года миграция таранчей и дунган на территорию Жетысу положила начало формированию крупных диаспор этих народов на территории Казахстана. Общая численность переселенцев в исторической литературе оценивается по разному: от 60 до 100 тысяч. Из них таранчей - 30-75 тысяч, дунган - пять тысяч, казахов - 5440 семей. Таранчей переселили на полученные по договору земли между Хоргосом и Борохудзиром, а также вдоль рек Тургень, Чилик, Чарын. Дунган поселили в долине Чу в района города Токмак, а также на берегах Или вблизи поселка Илийский (ныне Капшагай). С тех пор на севере от Верного, в месте жительства Алахан султана, появилась уйгурская слобода Султан-Курган. На западной окраине Верного появились Дунганская слобода, а также улицы Дунганская (ныне Масанчи), Таранчинская (Байтурсынова), Кульджинская (Макатаева), Сартская (Сейфуллина), Кашгарская. А бежавших ранее калмыков переселили подальше от мусульман на запад от Верного в местности Каскелен и Чемолган.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение