|
Ольга Шишанова В ожидании Кыз Жибек Накануне премьеры оперы “Мадам Баттерфляй” в столичном театре “Астана Опера” заслуженный деятель Казахстана, советник директора по творческим вопросам и дирижер театра Абзал Мухитдинов любезно поделился своим мнением об этом событии в эксклюзивном интервью корреспонденту “НП”, а также рассказал о других театральных постановках и о планах на будущее
- Абзал Мирасбекович, каково ваше мнение о “Мадам Баттерфляй”, насколько эта опера может иметь успех в Казахстане?
|
- Я считаю, что название спектакля уже говорит о том, насколько он необычен. Азиатские мотивы уже слышны даже в имени главной героини - Чио-Чио-сан, отчего сразу становится ясно, что действие связано с Японией. В то же время ситуация, в которой находятся главные персонажи - гейша и ее возлюбленный, офицер американских военно-морских сил, с точки зрения драматургии весьма неординарна. Когда этот спектакль был ранее поставлен в театре имени К. Байсеитовой, помню, как после его просмотра со слезами на глазах выходили даже мужчины. Сейчас премьера этого спектакля в новом театре “Астана Опера” - это также немаловажное событие для столицы и для казахстанского оперного искусства в целом. В новом проекте участвует интересная команда постановщиков, сочетающая в себе энергию молодости и мудрость опыта. Да и все участники спектакля - это молодые, полные сил творческие личности. Когда спектакль подходил к моменту оркестровых прогонов, я слышал, как качественно звучат оркестр, хор, солисты. Оставшаяся неделя, думаю, как раз ушла на то, чтобы убрать некие шероховатости, а сам спектакль сложился и стал единым целым. - В чем было отличие предыдущей постановки? - Тот спектакль ставили петербуржцы Юрий Александров, Вячеслав Окунев и ваш покорный слуга. Разница постановок, на мой взгляд, в масштабах и, как следствие, в деталях. Ведь сцена прежнего театра была намного меньше, а в “Астана Опера” площадка весьма солидная, которая позволяет использовать современные технологии, вплоть до натурализма, в нынешнем спектакле будет использовано, если я не ошибаюсь, восемь кубометров воды для бассейна. Я видел на худсовете эскизы костюмов и декораций для этого спектакля и сразу отметил, что они очень и очень интересные. Однако, как мне кажется, добиться мелкой детализации в игре актеров будет очень сложно. Думаю, что публика, которая уже ходила на предыдущие спектакли, с удовольствием пойдет и на эту постановку как минимум для того, чтобы сравнить. - Каковы творческие планы у вас на сегодняшний день? - Буквально на днях мы сыграли большой симфонический концерт. Звучали Четвертая симфония Брамса, “Ученик Чародея” Поля Дюка, “Болеро” Равеля и, конечно же, концерт Сен-Санса для виолончели с оркестром. С нами выступал потрясающий музыкант, доцент Цюрихской консерватории Эльдар Сапараев, который сейчас живет в Швейцарии и специально приехал в Казахстан на этот проект. Месяцем ранее мы с оркестром сыграли Пятую симфонию Шостаковича, фортепианный концерт Петра Чайковского. А еще лично для меня было большим удовольствием дирижировать “Степную легенду” Тлеса Кажгалиева в Мариинском театре в одном концерте с Валерием Гергиевым в феврале этого года. Причем мы включили номер “Аул”, который практически не исполнялся в данной сюите. Он достаточно витиеватый, с переменным метром, своеобразным казахским размером “на пять восьмых”. Мне кажется, именно поэтому его обходили стороной, так как это было непривычно для дирижеров, привыкших к другому, западному музыкальному языку. Но основная причина, пожалуй, в том, что ноты этого произведения никогда не были изданы и существовали лишь в рукописном виде с большим количеством неточностей ручной переписки. Сотрудники музыкальной библиотеки нашего театра проделали огромную работу по компьютерному набору нот, и мы фактически приготовили ноты к изданию в моей редакции. Теперь дело за малым - необходимо найти издательство, которое бы согласилось на их выпуск. - Ваша деятельность в “Астана Опера”... - Спектакли, которые я дирижирую в театре “Астана Опера”, - это практически все оперные постановки “Биржан - Сара”, “Аттила”, “Тоска”, “Богема”, “Аида”, “Травиата”, некоторые балетные постановки, концерты... Также я вижу свою задачу в содержании оркестра в “боевой” форме, который, по моему мнению, боеспособен, когда играет большие интересные программы именно на сцене. Музыканты чувствуют большую ответственность, когда “выбираются из ямы” и работают на сцене под лучами яркого сценического света и пристальными взглядами публики. У нас регулярно проходят концерты серии барок-кафе. Это проект, который я задумывал как гостиную музыки барокко. Мне давно хотелось создать такой своеобразный клуб друзей и любителей старинной барочной музыки Баха, Вивальди, Генделя. Все барочные концерты проходят у нас по вторникам и всегда с аншлагом. Например, на проект “Под музыку Вивальди” билеты были раскуплены за месяц до концерта, хотя они не из дешевых. - Вернемся к “Степной легенде”. Расскажите, пожалуйста, о ее будущем возрождении... - В наших планах - осуществить сценическую постановку балета “Степная легенда”, который и был задуман изначально в этом жанре, но все эти годы с момента своего появления исполнялся просто как симфоническая сюита. Сюжет достаточно известен - это легенда о Козы-Корпеш и Баян-Сулу, степных Ромео и Джульетте. После концертного исполнения этой музыки в Мариинском театре Валерий Гергиев пришел в восторг и загорелся идеей ее сценического воплощения, сказав, что если мы не возьмемся за постановку данного балета, он займется этим сам. На него произвела сильное впечатление музыка композитора Тлеса Кажгалиева, чем он не преминул поделиться с композитором Родионом Щедриным. Отец Тлеса - известный дирижер Шамгон Кажгалиев, говорил, что я напоминаю ему сына, которого он потерял в 1996 году, и был бы очень рад, если бы я дирижировал его сочинения. Я и пообещал, что представлю его музыку всему миру. Надеюсь, что все так и случится, тем более что я чувствую ответственность за данное ему обещание.
- Что планируете кроме “Степной легенды”? - Кроме, собственно, “Степной легенды”, где музыки недостаточно для полновесного спектакля, но который может быть очень объемным по драматургии, возможно, удастся привлечь другие инструментальные сочинения композитора, которые могут быть использованы для театральной постановки. Я уверен, что выбрать будет из чего. Кстати, такой же опыт мы применили в ходе работы над балетом Газизы Жубановой “Карагоз”, когда нам понадобилась музыка для того, чтобы динамизировать спектакль, и мы использовали другие произведения Жубановой. В результате постановка получилась очень даже солидная. И, наконец, второй проект - это опера “Кыз Жибек”, которая просто обязана быть в репертуаре театра “Астана Опера”. К этому проекту мы идем уже довольно долго, потому что не хотелось бы поставить спектакль-однодневку. Эта опера достойна роскошных декораций и серьезного сценического оформления по примеру “Аиды”, “Чио-Чио-сан”, “Абая”. Надеюсь, нам это удастся сделать.
Астана |