Алла Иванилова Борьба за место под землей Столичные власти уже не первый год пытаются решить проблему с паркингами в Астане, которая с каждым годом становится все острее. И, похоже, в ближайшие годы эту проблему наконец-то начнут решать всерьез
В главном городе страны, надо сказать, давно и пока безуспешно пытаются навести порядок со стоянками автотранспорта и разгрузить городские дворы. Была даже разработана региональная программа развития сети автопаркингов в Астане на 2007-2009 годы и создано ТОО “Паркинг ГКХ”. Согласно данному документу, в течение 2007 года планировалось строительство 21 многоуровневого паркинга общей вместительностью 7500 машино-мест, а также 60 автопарковок и стоянок. До конца 2009 года власти обещали построить еще 55 паркингов (как в составе зданий жилого и общественного назначения, так и в качестве самостоятельных объектов) на 20 тысяч машин. Согласно подсчетам, общая сумма вложений частных инвесторов в эту программу должна была составить более 25 миллионов тенге. Однако далеко не все планы чиновников реализовались. Не нашлось смелого инвестора, который бы вложил деньги в это благое дело, даже с учетом того, что власти обещали предоставлять в рамках проекта ценные земельные участки. Надежды на подземные паркинги тоже не оправдались. Не получилось использовать опыт, например, европейских городов, в которых здания с подземными паркингами начали строить с 70-х годов прошлого века. К примеру, в Германии даже в простых панельных домах обязательно строится подземный паркинг с расчетом как минимум на одно машино-место на квартиру. Но в отличие от Европы у нас подземные парковки - это в большинстве своем достоинство элитного жилья, и многим автовладельцам они не по карману. Средняя цена парковочного места порой составляет 50 процентов от стоимости самых дешевых квартир. Это очень высокие расценки по сравнению с европейскими, где цена машино-места не превышает, как правило, пяти процентов от стоимости квадратного метра квартиры. В старом центре Астаны, по проспекту Республики, немецкими специалистами был построен самый большой в Астане подземный 4-уровневый паркинг на 250 машин. Зарубежные строители использовали инновационный метод - “стена в грунте”, который защищает котлован от обрушения, а также от грунтовых вод. В свое время бывший глава города Имангали Тасмагамбетов говорил о строительстве двух подземных паркингов на 1600 мест. Один, как планировалось, разместится под главной площадью возле Акорды, второй - за Домом министерств. Реализовывать проекты собирались с применением новых технологий, не требующих проведения значительных вскрышных работ. Помимо этого в научно-исследовательском проектном институте “Астанагенплан” подготовили проект 7-этажного крытого автопаркинга в микрорайоне “Самал”, который планировалось построить до 2015 года. Однако все проекты так и остались на бумаге - опять же не нашлось инвестора. Да и, по словам чиновников, сами горожане оказались негативно к ним настроены. Подземные паркинги пугают жителей угрозой разрушения близлежащих домов. Поэтому, прежде чем начинать широкомасштабную работу по освоению паркингов, стоит провести информационную и разъяснительную работу с населением. В преддверии международной специализированной выставки ЕХРО-2017 в акимате еще раз вернулись к вопросу парковок. Для начала решили внедрить платные автоместа. Проверка всего наличия парковок показала, что наиболее острая нехватка наблюдается в старом и новом центрах столицы, а также в локальных районах вблизи крупных административных и торговых центров. Поэтому принято решение о поочередном внедрении системы платной парковки: в первую очередь, в исторически сложившемся центре, а в дальнейшем и на Левобережье. Для разработки программы организации парковок и технико-экономического обоснования (ТЭО) были привлечены европейские специалисты. Доходы от платных парковок будут направляться на развитие транспортной инфраструктуры города, включая строительство коммунальных паркингов. Недавно в Астане запущен первый пилотный проект платных парковок на самом проблемном участке города - привокзальной площади, где общая вместимость составляет около 250 машин. Там уже установлена и функционирует автоматическая система (с видеофиксацией) учета времени и движения транспортных средств, а также система автоматического распознавания номерных знаков. Максимальный промежуток времени для нахождения транспортного средства на стоянке не может составлять более двух дней. Пока система будет работать в тестовом режиме, плату с водителей взимать не будут. Позже, если все пройдет успешно, установят тариф. Также акимат Астаны при строительстве паркингов намерен использовать механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). Уже разработано три концессионных проекта. Это шестиэтажный наземный паркинг на сумму более двух миллиардов тенге вместимостью 568 машин по проспекту Кабанбай батыра перед зданием Министерства по инвестициям и развитию, шестиэтажный наземный паркинг на сумму 1 миллиард 317 миллионов тенге на 300 машино-мест по улице Достык (район бизнес-центра “Москва”) и трехэтажный на сумму 1 миллиард 930 миллионов тенге на 472 машино-мест по улице Орынбор (район Верховного суда РК). Из них два этажа подземных и один наземный. Срок строительства - 14 месяцев, то есть в 2017 и 2018 годах. Уже известно, что стоимость аренды одного места во всех трех паркингах будет составлять в дневное время 100 тенге в час и за ночь 600 тенге. Финансирование проектов предполагается полностью за счет средств концессионеров. Из них 10 процентов должны быть заложены из собственных средств, а 90 процентов могут быть заемными средствами. Основным доходом инвесторов будет предоставление парковочных мест в аренду. При этом срок концессии около 30 лет. Конкурс по данным проектам был объявлен 16 марта управлением пассажирского транспорта. Власти надеются, что инвесторы, желающие вложиться в это дело, все-таки найдутся.
Астана |