|
Константин Маскаев Так дайте же городу шанс Привычный парадокс: у нас достаточно и законов, и различных подзаконных актов, и нормативов, чтобы соблюдать цивилизованные правила городского общежития. Но правила эти почему-то не соблюдаются. Как говорят правоведы, имеет место правовой нигилизм. Но вот что интересно. Нигилизм этот присущ в особой, циничной форме некой категории граждан, которые этот нигилизм хорошо оплачивают
Единожды дав взятку... Попробуйте на любом из поисковиков разместить запрос типа: “Правовые последствия незаконной застройки в Цюрихе (Праге, Ницце, Мадриде, Лондоне, Париже, Вене...)”. То есть в тех городах, где наши доморощенные нувориши покупают недвижимость и куда направляют своих отпрысков и ведут там бизнес. Уверяем вас, все ответы, которые вернет поисковик, будут касаться отнюдь не Европы, не Турции и не Юго-Восточной Азии, а двух стран. И страны эти - Казахстан и Россия. Ни в одном городе Западной Европы застройщик просто не рискнет взяться за строительство без пухлого пакета разрешительных документов. Это обусловлено и правовой культурой, и неизбежными юридическими последствиями. Никто не захочет терять лицензию, при этом рискуя потерять и бизнес, поскольку штрафные отступные многократно перечеркнут всю возможную выгоду от нечистой сделки. Мы уже не говорим о потере репутации добропорядочного члена высшего общества. Сегодня земельным комитетам в этих далеких городах для мониторинга территорий не обязательно обходить или объезжать их. Муниципалитеты периодически - от раза в месяц до двух-трех раз в неделю - получают снимки со спутников. Они подписаны на эту очень полезную услугу. А компьютер сравнивает предыдущее состояние местности с текущим. И если обнаруживает изменения ландшафта, тут же проверяет на основании чего это произошло. Там не то что здание без разрешения невозможно поставить, даже изменение цвета фасада или крыши должно быть согласовано с городской властью и одобрено общественным советом по градоустройству. И каждый раз снимок со спутника с изображением незаконно возведенной постройки будет основанием для появления нового штрафа и ужесточения мер. Есть еще один из многочисленных аспектов, заставляющих городские власти пристально следить за особым порядком на вверенной территории. При такой концентрации людей на весьма ограниченной площади формируется особая эпидемиологическая среда. Мы и без того подвергаем себя риску массовых заболеваний, возникновения эпидемий, рождения нездоровых детей и т.д. Иного варианта жизни в Алматы, как соблюдение общечеловеческих правил, которые бы охраняли интересы большинства горожан, нет. В городах с более длительной, даже древней историей эти правила написала сама жизнь, подчас ценой больших жертв. И история цивилизованных городов давно уже вынесла свой вердикт: другого способа выжить в таких условиях существования городского социума просто нет. Несоблюдение этих правил способно привести к коллапсу. Именно к одному из таких коллапсов привела застройка наших горных пригородных ущелий. Вероятно, только отсутствием правовой культуры можно объяснить нашу совершенно невероятную в развитых странах практику, когда за снос или утрату в результате оползня незаконного строения от государства требуют компенсацию! На Западе такое наше своеобразное понимание городских законов восприняли бы как дурной несмешной юмор, да и только. Причем единожды дав взятку за разрешение незаконно возвести свое строение, взяткодатель впоследствии считает, что получил право требовать с государства удовлетворения всех оплаченных потребностей. Но ведь не государство получило эти деньги, сильное государство просто не допустило бы никаких незаконных проектов. А деньги эти чиновники распределили в личных целях по личным же карманам. Но наши взяткодатели за эти деньги стремятся свои незаконные интересы как бы легализовать. И затем при наступлении природных или иных рисков требуют от государства “законных” компенсаций!
Два миллиона горожан и “могучая кучка” толстосумов Нам не нужно вновь открывать никаких америк, изобретать инноваций и предлагать миру новые правовые коллизии. Все давно разработано, отлажено, решено и прекрасно работает. Нас как граждан во всем этом неприглядном контексте - будь то высотная застройка южнее проспекта Аль-Фараби или разрушение исторического облика города вопреки общественному мнению - интересует только одно: наведение и соблюдение простого и понятного всем порядка. А в вопросах, когда речь идет о создании условий для сохранения здоровья горожан, ведомство градоначальника и сам градоначальник должны проявить максимальную твердость и принципиальность. Потому что жизнь и здоровье двух миллионов человек должны быть приоритетнее принципа неприкосновенности частной собственности небольшой “могучей кучки” толстых кошельков, получивших право на эту частную собственность сомнительными путями. Мы хорошо помним, какие подчас экзотические мечты озвучивали практически все алматинские градоначальники, когда речь заходила об экологической ситуации. Лишь незначительная часть этих прожектов была выполнена или находится в стадии выполнения. Таким, действительно позитивным, примером может служить перевод котельных и общественного транспорта на газ. В остальном же - будь то запрет на въезд в город иногородних грузовиков или платный въезд для иногородних же легковушек - все так и растворилось в памяти, как грустная ирония. Более того, уже при нынешнем акиме Бауыржане Байбеке и на велосипеды мало кто пересел, и от одного из видов экологического транспорта, трамвая, отказались. Без особых перспектив на его возрождение. Как же! Без трамвая же теперь стало удобнее перемещаться частным легковым автомобилям! Будто вся структура города “заточена” именно под легковушки, а не под “безлошадных” пешеходов. Не спорим, обладать одним или двумя автомобилями в семье - это удобно. Автомобиль в средней ценовой категории до 3-4 миллионов тенге - это уже не атрибут роскоши или престижа. Но сегодня и нанять автомобиль в качестве такси проще простого. Причем за небольшие деньги. После девальвации проезд по городу из конца в конец “взлетел” до тысячи тенге. Но можно сговориться и дешевле. И эту ценовую ситуацию сконфигурировали именно приезжие таксисты. Из ближнего и дальнего пригородов, райцентров, даже областных городов! Но теперь, как говорится, таксуют все! Без лицензий и уплаты налогов, без ответственности за жизнь и здоровье пассажиров. И власти города ничего не пытаются с этим сделать. Точнее, декларируют намерение разобраться с практикой незаконного извоза, но на деле никаких действенных мер не предложили. Доступное такси - как иллюзия удобства и доступности транспорта. Общественный транспорт - для несостоявшихся и несостоятельных. Те, кто вынужден экономить, достойны ли они, чтобы их проблемы вообще кого-то касались, особенно тех, чьи кабинеты на площади Республики? Они охотнее продадут свое внимание и усердие тем, кто способен без особых правовых последствий игнорировать известный президентский запрет на строительство в Алматы южнее проспекта Аль-Фараби. Пожалуй, каждый аким говорил о намерении закрыть центр города не то что от иногородних машин - от всех, кроме тех, что доставляют продукты, товары, спецтранспорта, автобусов. Ничего не поменялось. Многие речи оказались банальным и излюбленным популистским “бла-бла-бла”, от которого городу ни тепло ни холодно, а у горожан это вызывает саркастическую улыбку. Мы не устаем спрашивать, на этот раз у нынешнего акима: намерен ли он всерьез повлиять на практику застройки южнее проспекта Аль-Фараби, что поручил ему президент страны, или это лишь привычное и ожидаемое уже пустословие? Сможет ли он, наконец, защитить вверенный ему город от смога? Тем более что способ предложен: освободить предгорья от застройки выше известных параметров, тем самым открыв коридоры для воздушных потоков. Сумеет ли он выстоять перед амбициями отдельного и немногочисленного числа толстосумов в борьбе за здоровье двух миллионов человек? |