|
Милена Эркомайшвили Состояние души Международный праздник джаза - традиционная весенняя достопримечательность Алматы. Вновь в апреле, непременно в дождливую погоду, в Алматы съехались крупнейшие музыканты из европейских стран, а также из Турции и Израиля. Некоторые музыкальные инструменты, впрочем, алматинцы увидели и услышали впервые
|
Так, в фестивале приняли участие итальянские музыканты, сразу два коллектива - трио Лука Чиарлы и квартет Джулиано Перина. К слову выступление итальянских мастеров будет во многом эксклюзивным - квартет Джулиано Перина представит абсолютно новую концертную программу, которую он “апробировал” в первую очередь на казахстанской публике. Его игра на вибрафоне просто заворожила казахстанцев. К слову, у многих из приезжающих в Алматы музыкантов наш город далеко не единственный в гастрольном маршруте. По словам гостей, сейчас Центральная Азия вызывает горячий интерес у многих европейских музыкантов. Как отмечает главный организатор фестиваля Тагир Зарипов, джазовая тусовка Алматы всегда ждет этого события, так как, по сути, сегодня Международный праздник джаза - единственный большой джазовый фестиваль. “Джазистан” окончательно ушел в клубный формат, а другие концерты - лишь разовые события. Тем не менее и нашим кадрам есть чем гордиться. Так, к примеру, в скором времени Almaty Jazz Youth Band отправится на фестиваль в Новый Орлеан, где среди прочего будет представлен и вокальный коллектив. - Часто к нам в школу приходят желающие обучаться именно вокалу, - рассказывает Тагир Зарипов. - Вместе с тем они забывают, что голос “устаканивается” годам к 18. И поэтому обижаются на то, что мы не делаем вокальных программ для тех, кто моложе. - Тагир Михайлович, Алматы всегда считался “джазовым” городом. Можно ли так утверждать сегодня? - Я считаю, что во многом благодаря нам сегодня так считать можно. Действительно, в советское время джаз в Алматы был особенно популярен. Еще комсомол проводил джазовые фестивали. Ну а уже в новое время сам Бог велел! Если уж мы открыли свою джазовую школу и молодежь к нам стремится. А молодежь - это наше будущее, и наш фестиваль очень помогает развитию джазового движения в Казахстане. Возле нашей школы есть даже автомойка “Джаз”. Это о чем-то да говорит! Главное, что джаз популярен и востребован, и люди к нему стремятся. Наш фестиваль знают и любят горожане, и благодаря этому он жив. - Что нас ждет нового в этом году? - У нас каждый год что-то новое. Мы никогда не знаем точно, кто будет выступать у нас в следующем году. Но всегда наши помощники привозят первоклассных музыкантов. Конечно, в Европе и Америке джазовое искусство на высоком уровне, и там оно отличается. И то, что мы берем у них пример и учимся у них, - это огромная поддержка и подспорье нам. В позапрошлом году наши ученики выступали в Нью-Йорке на одном из крупнейших фестивалей. И нам американцы аплодировали стоя. Это опять-таки о чем-то говорит. - Казахстанцы в музыке довольно консервативны. Нередко гостей вашего фестиваля оценивали очень прохладно... - В этом и смысл нашего фестиваля. Мы учим публику слушать разнообразную музыку. Европейская джазовая музыка бывает иногда сложновата, многие ее недопонимают. Но услышат на фестивале - кому-то не понравится, а кто-то что-то для себя откроет. Сейчас много информации, и многое проходит мимо человека. Кто-то может слушать это в интернете, но на концерте - это совсем другое дело. На живых концертах наши музыканты устраивают даже целые шоу, перформансы, на записях этого не услышишь. Я считаю, что у нас делается все для популяризации джаза в самых разных его проявлениях. Просто некоторые понимают джаз очень узко, а на самом деле это очень объемное и многогранное явление. И жизни порой не хватит на то, чтобы его в полной мере познать.
- Нужна ли джазу активная широкая пропаганда среди масс? - Не думаю. Джаз - это все-таки не попса. Ему не требуется эта конкуренция, как не нужна она и классической музыке. В джазе есть свои классические композиторы и музыканты, которых играют все исполнители. Возьмите “Сороковую симфонию” Моцарта - она уже 250 лет звучит. Так же и у нас: взять Дюка Эллингтона, Бэни Гудмана, Вуди Германа и т.д. До сих пор эта музыка звучит только в разной интерпретации. Каждый музыкант добавляет что-то свое. Кто-то полностью меняет. Джаз - это полная свобода, импровизация!
- В Алматы кроме вашего фестиваля, по сути, нет ни одной постоянной крупной площадки, где регулярно игрался бы джаз и привозились бы зарубежные ансамбли. Помогает или мешает вам такое одиночество? - Я никому не завидую и никого не притесняю. Если у нас в городе будет несколько фестивалей, я буду просто счастлив. Возьмите любой американский город, там раз в месяц, как минимум, идет один джазовый фестиваль. Понятно, что это родина джаза, но к таким показателям надо стремиться и нам. По некоторым показателям мы даже немного сбавили советские темпы. Снизилась какая-то музыкальная грамотность, не так хорошо развивается вкус. Вот для этого и нужны джазовые клубы. Они у нас есть - наши джазовые музыканты, например, Виктор Хоменков, привлекают молодежь в джаз-кафе. Делают мастер-классы по вторникам, и даже наши ребята регулярно туда ходят, учатся мастерству. Работа в этом направлении идет. Конечно, это искусство не коммерческое, где ты можешь заработать много денег. - А сам фестиваль - прибыльное дело? - Фестиваль - убыточное дело. На самом деле, все за счет поддержки посольств. Взять эти восемь стран, которые участвуют у нас в этом году, всем гостям дорогу оплачивает посольство и гонорар тоже выплачивает, проживание. Наша задача - предоставить зал, звук, обеспечить рекламу. И то нам это довольно тяжело приходится. Если бы не было помощи посольств, мы бы и фестиваль не смогли провести. Наша главная миссия в том, чтобы люди слушали как можно больше живой музыки. Когда она звучит вживую, она совсем по-другому воспринимается. Будь - то классика, джаз или рок-музыка. И, конечно, надо слушать профессиональные коллективы - то, что у нас на фестивале профессионалы мирового уровня, за это я могу поручиться. Учиться и перенимать у них опыт легче, особенно детям.
- Есть ли какие-то ваши личные открытия в мире джаза за последнее время? - Я как-то не стремлюсь для себя сделать открытие. Любой талантливый музыкант для меня открытие. Тем более, что сейчас - время больших возможностей, достаточно заглянуть на YouTube. Там очень много интересных коллективов. В моем детстве мы этого не видели - только по “Голосу Америки” или ВВС с шумом слушали. Сейчас масса доступной музыки - на том же канале Mezzo очень много джаза. Может быть, потому что все доступно, не такой большой интерес. Но я все равно считаю это плюсом. Пусть людей немного, но джаз они любят искренне. Думаю, наш фестиваль тоже вносит свою лепту в то, чтобы любителей настоящей музыки становилось больше. |