|
Айдар Ермеков В минувшую среду президент России Владимир Путин подписал Закон о ратификации Соглашения с Узбекистаном об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств. Он предусматривает списание Узбекистану 865 миллионов долларов государственного долга
Многие задались вопросом, с чем связан столь широкий жест Москвы в сторону Ташкента. Но на самом деле Узбекистан далеко не первое и, наверное, не последнее государство из категории развивающихся, которому Россия прощает долги. Более того, разговоры об этом на высоком уровне шли уже достаточно давно. То, что Узбекистан не намерен платить по счетам, он дал понять гораздо раньше. Еще в 1998 году узбекские власти впервые заявили, что не признают свои долговые обязательства перед Россией. Речь шла о кредитах, предоставленных в 1992 и 1993 годах, которые были названы нелегитимными. И для пущей убедительности стали выдвигать встречные требования. В частности, касательно раздела Алмазного фонда СССР, в котором Ташкент претендовал или, скорее, делал вид, что претендовал на долю около двух миллиардов долларов. Плюс к этому узбекский лидер Ислам Каримов на протяжении всего периода независимости постоянно старался подчеркнуть свою самостоятельность, всякий раз давая понять, что в любой момент может повернуться лицом к Западу. Он демонстративно вышел из ОДКБ, время от времени поднимая вопрос передачи оружия и военной техники выводимых американских частей из Афганистана узбекской армии. Также демонстративно не смотрит в сторону ЕАЭС. И, помимо всего прочего, еще окончательно не отказал американцам в просьбе разрешить разместить в Ханабаде военную базу, до недавнего времени располагавшуюся в Киргизии. А по вопросу противостояния угрозе, исходящей с юга, принялся активно сотрудничать с Туркменистаном, также не входящим в ОДКБ. При этом прекрасно зная, что США, мечтающие получить в свое распоряжение туркменский военный аэродром Мары, построенный в советское время, предложили свою помощь этой стране в случае чего. Таким образом, используя складывающуюся в тот или иной период ситуацию, Ислам Каримов, подобно искусному торговцу, всегда старался выжать из нее максимум пользы. - Разговоры о списании узбекского долга шли достаточно давно, - комментирует ситуацию киргизский журналист Камчибек Алымбеков. - Но официального подписания все не было. Возможно, потому, что у российского президента, занятого более важными международными делами, о которых мы ежедневно слышим в новостях, просто не доходили руки. В то же время Ислам Каримов вынужден торопиться. Полагаю, что слухи о предстоящей смене власти в Узбекистане не беспочвенны. И уходить, оставляя страну с долгами, желания у него, по всей видимости, нет. Возможно, этим и объясняется инициированный Ташкентом недавний инцидент на узбекско-киргизской границе. - То есть вы хотите сказать, что это было сделано намерено, с целью поторопить Москву? - А почему нет? Узбекские военные появились на спорной территории 18 марта. И исчезли 26 марта в восемь утра так же неожиданно, как и возникли. А еще через неделю состоялось подписание соглашения. Действия Ташкента ясно давали понять, что раскачать ситуацию, да еще и в период выборов в местные органы власти в Кыргызстане, проще простого. Стоит обратить внимание, что во всех официальных сообщениях по поводу проводимых переговоров по данному вопросу фигурировали исключительно руководители погранслужб обоих государств. Но истинные переговоры проводились на гораздо более высоком уровне и в средствах массовой информации не освещались. В Москве прекрасно осознали, что эскалация ситуации не приведет ни к чему хорошему ни Узбекистан, ни Кыргызстан. Но вполне может дестабилизировать всю Центральную Азию. И если даже дестабилизации удастся избежать, то это бросит тень на ОДКБ и может деструктивно повлиять на созидательные процессы, проводимые сейчас в рамках ШОС. И все это абсолютно не нужно не только нам и России, но и Китаю. Это, не говоря уже о проектах “Газпрома” и “Лукойла” в Узбекистане. В результате этих не очень красивых, но действенных мер Ташкент убил одним выстрелом двух зайцев: добился списания своих долгов Россией и договорился о строительстве Китаем магистрали, соединяющей Узбекистан и Поднебесную. Образно говоря, удар кулаком по столу оказался для него эффективным вдвойне.
Это далеко не первый государственный долг, списанный Россией за последние годы, напоминает svpressa. Так, в 2014 году Москва простила Северной Корее 11 миллиардов долларов (с которой, действительно, кроме обогащенного урана, и взять, пожалуй, нечего). То же самое касается Афганистана (11,1 миллиарда долларов), который накопил такую астрономическую по меркам этого государства сумму за “добровольно-принудительные” поставки советского оружия. В свою очередь, финансовое “забвение” 31 миллиарда долларов Кубе можно рассматривать как своего рода возвращение морального долга заброшенному аванпосту советского влияния в Западном полушарии, с которого российские власти дезертировали сразу после развала СССР. Так же можно долго спорить, стоило ли прощать Никарагуа 5,95 миллиарда долларов, но это, по крайней мере, не вызывает вопросов с точки зрения политической целесообразности. Достаточно отметить, что это одно из трех (помимо России) государств, власти которого признали независимость Южной Осетии и Абхазии после провальной военной авантюры Михаила Саакашвили в 2008 году. Да, еще в 2005 году Москва простила Дамаску 9,782 из 13,4 миллиарда долларов долга. Но с условием, что на эти деньги будет закуплено российское вооружение и проведена модернизация поставленной в советские времена бронетехники. Не исключено, что благодаря своевременно протянутой руке помощи Сирия до сих пор существует на политической карте мира как единое государство. Всего за двадцать с лишним лет после развала СССР Россия с разной степенью обоснованности простила свыше 140,2 миллиарда долларов кредитов (преимущественно африканским странам). |