|
Галя Галкина Раз в неделю “Наш мальчик” - так нежно называют Юрия Борисовича Померанцева зрители (сама слышала в фойе “Лермонтовки”), поклонники и поклонницы - чье детство и юность сопровождались любимейшим фильмом нескольких поколений казахстанцев “Наш милый доктор” с 34-летним артистом в главной роли. Легенда казахстанской театральной сцены и отечественного кинематографа, Юрий Померанцев 11 февраля нынешнего года отметил 93-й день рождения! Говорят, в театре не праздновали эту некруглую, но столь впечатляющую дату, потому что Юрий Борисович не любит этого. Все свои силы он направил на спектакль “Визиты к мистеру Грину”, в котором по сей день блестяще играет раз в месяц. Артисты и зрители Государственного академического русского театра драмы имени М. Лермонтова могут гордиться тем, что на прославленной отечественной театральной сцене более 60 лет играет народный артист РК Юрий Померанцев - человек столь роскошного возраста! Пальму первенства в мире держит российский актер Владимир Зельдин, который в этом году отметил 101-й день рождения, сыграв в спектакле “Танец с учителем”. Юрий Померанцев не только играет на сцене театра, но и снимается в кино
Раньше, чем состоялась премьера спектакля “Визиты к мистеру Грину” (Д. Барон) в Театре имени Лермонтова, режиссер Игорь Пискунов поставил фильм по этой пьесе - “Раз в неделю”. Вот что написано в театральной программке о сюжете пьесы: “После смерти любимой жены 86-летний мистер Грин ведет жизнь затворника. В квартире запустение, в холодильнике мышь повесилась. Казалось бы, ничто уже не связывает старика с этим миром. Но однажды уединение мизантропа нарушает незваный гость. По иронии судьбы, парень, едва не сбивший Грина на своей машине, приговорен судом к общественным работам. Раз в неделю, по четвергам, Росс обязан навещать “жертву ДТП” и помогать ему по хозяйству. Хозяину докучают визиты молодого человека. До тех пор, пока Грин не узнает, что Росс Гардинер тоже еврей. Между ними возникает глубокая сердечная привязанность. Только у каждого свои скелеты в шкафу... Людей разобщают религиозные верования, моральные догмы, этические табу... Но только сделав шаг навстречу друг другу, через покаяние и прощение, можно обрести гармонию с миром и собой...” Игорь Пискунов вместе с Юрием Борисовичем тщательно переработали сценарий, и у них получился невероятный фильм, как о нем потом писали - “не о казахах и без казахов в кадре”. Но смотрели его все, потому что играл в нем легендарный Померанцев, а поставил известный в стране теле- и театральный режиссер Игорь Пискунов. Его дебют в полнометражной художественной ленте “Раз в неделю” венчал 50-летие режиссера и создал сенсацию участием 92-летнего Юрия Померанцева! Съемки проводились в павильоне на MediaZavod, частной продакшн-студии, которой руководит Игорь Пискунов. Снимали в 2014 году, а в марте 2015-го Юрий Борисович был признан Ассоциацией кинокритиков Казахстана первым в номинации “Лучшая мужская роль” именно за участие в фильме “Раз в неделю”. Народного артиста удостоили премии “Выбор критиков”. Премьерные показы состоялись в алматинских кинотеатрах “Арман” и “Цезарь” в 2014 году. О создании фильма рассказывали режиссер Игорь Пискунов и исполнитель главной роли Юрий Померанцев. Его партнером в кино стал молодой актер Родион Толоконников. Игорь Пискунов, создавая фильм, рассчитывал на его участие в фестивалях, внимание кинообщественности к ленте: “Времени было мало на раздумья, для меня первичен конечный продукт”. Режиссер вел переговоры с партнерами из Франции, Германии, страны были заинтересованы в двухсерийной телеверсии фильма, с выпуском которой автор планировал окупить затраты. Первый показ состоялся в Армане, на котором обсуждалось, не слишком ли затянут по времени фильм - 1.56, почти два часа. Игорь Пискунов размышлял, не ужать ли его? А до сокращения фильм шел два часа тридцать пять минут! Режиссер резал по живому, убрал 40 минут! Оставил именно то, что, по его мнению, цепляет зрителя. Обаяние действа не сразу проступает в фильме: первый час ничего не происходит, зритель наблюдает за тем, как живет старик. Каждый его день похож на предыдущий. Лишь одно событие нарушает привычное течение стариковской жизни - раз в неделю, отбывая повинность, к нему приходит Росс Гардинер. - Почему телережиссер Игорь Пискунов взялся экранизировать это произведение? - Комплекс причин, все определенным образом “срослось”. Хотел заявить о себе в юбилей - 50 лет. Это был своеобразный отчет. Нужно было сделать крепкий, профессиональный фильм, и без бюджета... Таков был первый посыл. Об этой пьесе я знал давно. Юрий Борисович показал мне ее года два назад, и почему-то мы о ней постоянно говорили. В театре с этим спектаклем все шло как-то туго. И я понял, что именно с фильмом все “срастается” - мы с Юрием Борисовичем находились глубоко в материале, работали азартно, неутомимо. Автором сценария фильма назван Юриг Пипо. Это совместный псевдоним, в котором зашифрованы наши с Юрием Борисовичем имена и фамилии. Мы изменили оригинальный сценарий примерно на 20 процентов. Наконец все сошлось: я понимал, что Юрию Борисовичу необходимы творческий прорыв, выхлоп. Понимал, что мы занимаемся малобюджетным фильмом - заняты лишь два актера, на съемки нет средств... И мы решили делать эту вещь! Игорь Пискунов ставил совместно с Юрием Померанцевым спектакли, доводилось делать им и телеработу - короткометражный художественный телефильм “Лекция о вреде табакокурения”. За 12-14 лет режиссер Пискунов и артист Померанцев прошли вместе множество этапов. Но теперь они взялись за дело с одной установкой - перевести известную пьесу на язык кино... В фильме вместе с мэтром театра и кино снялся 23-летний Родион Толоконников. Прежде чем был определен молодой партнер Юрия Борисовича, кастинг прошли сотни соискателей. Никто не подходил на роль Росса Гардинера. Игорь Пискунов с сожалением отмечал провинциальность в подготовке алматинских молодых артистов... Режиссер терял надежду... И тут Юрий Борисович дал подсказку: у Владимира Толоконникова, заслуженного артиста Казахстана, есть сын, который на тот момент учился во ВГИКЕ. Как-то он зашел вместе с отцом к Померанцеву после спектакля. Родион к тому времени набрался московского лоска, сыграл роль князя Мышкина на дипломном спектакле “Идиот” у артиста и режиссера Михайлова (“Любовь и голуби”), он произвел хорошее впечатление на Померанцева. Игорь Пискунов связался с Москвой, запросив у Родиона Толоконникова видео дипломного спектакля. Режиссер вместе с Юрием Борисовичем посмотрели и другие работы Родиона. Его вызвали из Москвы, чтобы обсудить будущий фильм. Игорь Пискунов на неделю отдал Родиона “на растерзание” Юрию Борисовичу. Несколько дней они занимались исследованием взаимоотношений старика и молодого человека - героев будущего фильма. Потом Родион уехал на два месяца в Москву. Пискунов тем временем занимался декорациями, выставлял свет. Когда Родион Толоконников приехал на съемки, все было готово. Костюмы шил Андрей Ткаченко в своем доме моды Аnders. Известный художник-постановщик Бопеш Жандаев построил превосходные декорации. Музыку для фильма писал Виталий Михаэлис, живущий сейчас в Берлине, которого алматинцы помнят по гимну “Азия Даусы”. Через три дня начались съемки, которые заняли всего два месяца! Но этому предшествовало полгода напряженной работы над сценарием. В мире кино создано немало художественных лент, где играют всего два артиста. Игоря Пискунова окончательно убедили в правильности его выбора картины “Вечерний экспресс “Сансет Лимитед” Томи Ли Джонса, где заняты два актера, были еще и российская - “Без свидетелей”, где играли Ульянов и Купченко, а также “Венера в мехах” Полански, где заняты мужчина и женщина. Но вряд ли можно припомнить такой фильм, в котором один из актеров почти в три раза старше другого! Лента казахстанского режиссера Игоря Пискунова в этом смысле может стать уникальной.
- Чем стал новый фильм “Раз в неделю” для вас, Юрий Борисович? - Интересно было работать с Родионом Толоконниковым. Мне кажется, это очень талантливый молодой человек, которого ждет замечательное будущее. Ему нужно устроиться в хороший московский театр и нарабатывать актерскую технику. Больше ничего особо и не нужно, кроме техники, потому что, на мой взгляд, Родион обладает очень хорошей фактурой. Я встретился с ним на премьере “Вишневого сада”, Родион зашел ко мне в гримуборную, куда он зашел вместе с отцом Владимиром Толоконниковым. Я беседовал с Родионом ровно 15 минут, расспрашивал его о московских театрах, поскольку я бывший москвич. Наша беседа была краткой, но у меня вдруг осталось впечатление, что этот человек, обдуваемый московскими ветрами, был в лучшем смысле слова настоящим москвичем... Я учился в Москве, ушел оттуда на фронт, хорошо знаю театральную Москву. И увидел в Родионе молодого москвича, который проучился год во ВГИКе и неплохо ориентируется в столичной театральной среде... Он посещал почти все театры Москвы, был во все вникаем. Родион произвел на меня очень хорошее впечатление. В нашем фильме для исполнителя роли молодого героя есть трудность - то, что Росс Гардинер гей, но это не самое важное в фильме. Главным было то, что он решил помочь старику в его трудной жизни. Это сквозная тема молодого героя, а совсем не какие-то печальные для старика обстоятельства, которые мы отложили в сторону в этом фильме. Главное - настойчивое внимание к старику, несмотря на все унижения, которые Росс Гардинер от него терпел. У моего героя весьма сложный характер, он не принимает заботу своего гостя. На протяжении фильма зрители видят, как постепенно старик меняется - под натиском искреннего, теплого отношения Росса Гардинера к неласковому мистеру Грину. Режиссер поведал зрителям, что Юрий Борисович целый год - во время создания и монтажа фильма, буквально болел, так как по фильму Росс Гардинер остается геем... Померанцев не мог смириться с этим, он говорил Пискунову: “Ну, вот здесь же есть “зацепки”! Он же может стать нормальным парнем!”. Пискунов убеждал Померанцева: “Юрий Борисович, он останется геем!”. Юрию Борисовичу чрезвычайно трудно было это принять. - Сложность состояла в том, что я все время надеялся, когда читал первый раз пьесу, что Росс Гардинер все же перестанет быть геем! Для Юрия Померанцева в его почтенном возрасте тема нетрадиционной ориентации молодого героя стала настоящим испытанием! Режиссер признавал, что при создании фильма было две трудности: крупно выпирали вопросы еврейства и гейства, что в нашей стране совершенно неактуально, две эти темы у нас в принципе никак не поднимаются и не муссируются... Режиссеру удалось сдвинуть эти проблемы на второй план. Главным оставались сложные взаимоотношения старика и молодого человека. Игорю Пискунову и Юрию Борисовичу пришлось также долго думать над жанром: они дружно пришли к решению снимать семейную драму, потому что все идет вокруг семьи! В центре внимания два разных человека, представители разных поколений, имеющие разный уклад жизни, несопоставимый набор ценностей. Но благодаря общению они меняются, становятся лучше. Померанцеву было чрезвычайно интересно заниматься этой ролью. - Меня как актера прельстило в этом материале то обстоятельство, что в фильме нет хэппи-энда. Терпеть не могу счастливых концов, когда смотрю что-то по телевизору или в театре. Хэппи-энд очень редко бывает в жизни! И, собственно, это не совсем жизненно. Все гораздо сложнее... И, когда возникает на экране нечто, напоминающее “Кубанских казаков”, то ведь это уже пройденный этап - приятный, хороший, но уже оставшийся в прошлом. И, когда в конце стоит многоточие, хотелось бы, конечно, чтоб парень перестал быть геем, чтобы он попросил прощение у отца... Пьеса, по которой снят фильм, очень распространенная. Мы смотрели австралийскую интерпретацию - спектакль, снятый на пленку. Актеры превосходно играли, но в их версии это была комедия - забавный старик, милый парень... Австралийская труппа играла счастливый конец. И когда раздавался стук, должна была появиться на пороге дочь старика, он радостно бежал к двери и бодро, звонко кричал: “Войдите!”. И публика безумно хлопала, принимала спектакль замечательно! Я смотрел, все было приятно и хорошо, но меня этот хэппи-энд не интересовал в пьесе! Как ни парадоксально, меня интриговал иной конец - когда ничего не известно! Когда Росс Гардинер, к которому проникся теплыми чувствами мистер Грин, будет продолжать шествовать по жизни таким, каков он есть, без всяких оговорок... И очень точно автор дал финальный диалог, в котором старик в ожидании появления дочери говорит Россу Гардинеру: “Ты что, думаешь, она разобьет меня в пух и прах?”. И молодой герой отвечает, что не знает, но надеется, что так и случится. Вот это мне очень понравилось, потому что ничего не известно. Все как в жизни, ничего приятного не произойдет. Но именно это меня и подкупило. В фильме старик с сожалением говорит: “Но у вас наверняка этого не будет!”, словно пытаясь достучаться до Росса Гардинера, надеясь на его “исправление”... Молодой человек, видя состояние старика, как бы успокаивая его, дает ему ложную надежду: “Хотя, Бог его знает...” Он сказал это проникновенно, не веря в свои слова и понимая, что и старик в это тоже не верит. Так и состоялся финал фильма “Раз в неделю” - с многоточием... Многоточие ставит в своей творческой биографии и Юрий Борисович Померанцев. И если вдруг Игорю Пискунову придет в голову новая невероятная идея, то артист готов играть то, что ему предложит режиссер, испытанный партнер и друг. Юрий Борисович Померанцев избегает интервью с журналистами. И, наверное, никто из них не решится задать ему вопрос, в чем же секрет его долголетия - человеческого и творческого. Ведь слишком очевиден ответ - нужно, как он, целиком отдаваться своему любимому делу, напряженно думать о жизни, задавать себе вопросы и отвечать на них себе и зрителям! |